ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Российская креативная неделя в новой реальности

Российская креативная неделя в новой реальности

В ИТАР-ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная Российской креативной неделе, которая пройдет с 7 по 10 июля в Парке Горького в Москве.

Если коротко, то это было одно из немногих мероприятий в нынешние времена, участники которого были уверены, что эскалации ситуации не будет, зато будет взлет русского креатива.

«Мир меняется. Мы живем в эпоху четвертой промышленной революции, когда сырьевая экономика переходит к креативной экономике. Представители креативных индустрий создают новый мир, новую экономику, будущее. Современное общество говорит на новом языке, а креативная экономика – это продолжение внутренней эволюции, открытие новых возможностей нашего существования, для этого мы здесь, на Российской креативной неделе», - говорилось за кадром ролика в начале пресс-конференции, после чего речь все же пошла о креативном взрыве.

 - Мир никогда не будет прежним. Этот год - особенный. Очевидно, что перед креативными людьми и государством будут стоять те же вопросы, что сейчас стоят перед экономикой и культурой. На креативной неделе люди будут обсуждать, как жить в новом мире, это ведь и вопрос новых возможностей, и вопрос новых рынков. Как показывает современная история, какие бы сложности не стояли перед страной, они содержат потенциал для роста», - рассказал Александр Журавский.

Слова «Особый год», «особая ситуация» звучали почти ото всех участников пресс-конференции, как и слова о внешнем давлении и санкциях.

Программный директор Недели Наталья Кочеткова анонсировала отдельные площадки, на которых будут искать зоны роста креативных отраслей в условиях санкций, обсуждать, что делать с российским софтом, с кириллическими шрифтами, часть из которых оказалась заблокирована для российских пользователей, будут вырабатывать решения по безопасности и автономной работе креативных индустрий.

- Этот год является годом культурного наследия России. Будем обсуждать, что такое национальный код в дизайне, музыке, будет тема народного художественного промысла, но в современном ключе. Будет площадка, посвященная развитию креативных кластеров в городах. Этот год – особенный, поэтому отдельно будут обсуждаться вопросы по антисанкционному регулированию, по легализации работы распределенных команд, если часть людей живет не в России. Будет отдельный тематический трек общества «Знание». Будет и день моды, где будем рассказывать, как работает российская модная индустрия, - рассказывала Кочеткова.

Кроме того, было анонсировано и выступление губернаторов, которые расскажут, как через креативные индустрии развивать сельские территории.

Заммнистра просвещения Павел Зенькович говорил о том, что креативные сектора постоянно будут требовать человеческие кадры, которые не может заменить искусственный интеллект.

Руководитель Федерального центра развития профессионального образования в сфере креативных индустрий Иоанн Клиндухов подхватил тему образования, заявив о будущей реорганизации профессиональных учебных заведений в 7 регионах под креативные профессии: производство мультимедиа, музыкальный продакшн, саунддизайн, разработку анимации, игр, рекламы с целью остановки оттока креативной молодежи из регионов.

В общем, в анонсированной России будущего очень хотелось пожить здесь и сейчас, ну или хотя бы дожить до нее.

Собственно, креативная индустрия была представлена управляющим директором часового завода «Ракета» Дэвидом Хендерсоном-Стюартом, надевшем изделия завода на обе руки сразу.

- За десять лет мы прошли сложный путь. 10 лет назад никому не были нужны российские часы, даже в России никто не хотел их покупать. Сейчас средняя стоимость наших часов – 90 тысяч рублей, мы продаем из в 60 стран мира. У нас была проблема с креативным дизайном: если делать то, что хотят купить иностранцы из России, для российской аудитории это кич, если делать то, что нравится русским, это неинтересно иностранцам. Сейчас наши часы рассказывают про русскую космонавтику, авангард, подводные лодки и так далее – мы нашли золотую середину, - рассказывал иностранец.

Далее слово дали архитекторам, которые были представлены главным архитектором Московской области Александрой Кузьминой.

- Сейчас есть запрос на создание уникального российского архитектурного кода. Архитектура должна отрабатывать запрос от народа и от власти, задаваться вопросом – кто этот новый россиянин будущего, для которого строятся новые города? Надо отказаться от концепции украшательство и от подмены понятий, иначе мы придем к пошлому решению в виде элементов национальных художественных промыслов на фасадах в виде дымковской игрушки и хохломы, объясняла архитектор.

Руководитель управления общественных проектов администрации президента Сергей Новиков говорил о нехватке российского контента в сфере кино.

- Раньше мы переживали, что не хватает зальной емкости в киносети, а сейчас главное – чтобы хватило российских фильмов, не хватает вообще контента от деятелей российского креативного сектора. Сейчас нужны даже не меры поддержки, а создание условий для развития этого сектора, задача государства – снимать сложности для творцов. С точки зрения государства надо понять, какие есть приоритеты с точки зрения представителей творческих индустрий, - говорит Новиков, после чего Александр Журавский призвал снимать «умное социальное кино».

- У нас своя аудитория, многонациональный народ и мы создадим свои открытия и озарения. Мы говорим: «Скажите, что надо сделать, чтобы творчество развивалось», - заключил Новиков.

Как уже говорилось, на пресс-конференции анонсировали такую креативную Россию будущего, в которой действительно хочется пожить. И Российская креативная неделя, безусловно, будет яркой, оптимистичной и красивой.

К сожалению, есть вопросы о совместимости концепции развития и свободы креатива.

Архитекторы, безусловно, презентуют интересные проекты домов будущего – после чего продолжат зарабатывать на проектировании типовых многоэтажек, посреди которых еще советские скульпторы продолжат втыкать памятники в духе унылого соцреализма.

Молодые кинематографисты покажут короткометражки, получат обещания поддержки, но гранты на производство все равно получит очередной фильм про военный подвиг, а не семейная комедия про животных, не фильм, где отрицательным героем может быть – о ужас, чиновник или силовик. Сериальная индустрия с тем же комедийным «Домашним арестом» или недавним "Нулевым пациентом" о вспышке ВИЧ в Элисте уже запинается о критику еще советских мэтров, которые требуют от кино фактически стать агиткой и пропагандой и ни в коем случае не бросать тень в идеале ни на что. Что делать с мэтрами и визгом ультрапатриотической публики по поводу "не снимайте чернуху" в ответ на социальное кино, как про ту же вспышку ВИЧ или "да как вы смеете власть ругать"? Параллельно любая попытка снять интересную российскую историческую драму без положительных и отрицательных героев натолкнется на крик про «очернение» истории: мало ли, покажут не в примерном виде Ивана Грозного или расскажут не в величественном контексте о семейной жизни Петра Первого?

Креативные команды представят презентации будущих игр, модной одежды, дизайна – и включат совещание с уехавшими коллегами, расспрашивая их про перспективы эмиграции, все это – под визг «патриотичных» соцсетей о «мерзких креаклах с лавандовым рафом, которые ишь, не хотят жить по традиции».

Креативные люди не могут ходить строем, но при этом почти каждую неделю продолжают приниматься законы, сужающие пространство для простой критики власти или высказываний, и в итоге самый креативный разработчик игр не застрахован от того, чтобы за простой креативный плакат «Миру – мир» не получить на себя донос за дискредитацию российских вооруженных сил, а за репост статьи западного издания – перспективу сесть на 10 лет и креативно шить рукавицы или валить лес.

Запрос креативной части российского общества – в праве на дискуссию, которая может не укладываться в генеральную линию федеральных телеканалов, в праве требовать прогресса не только в дизайне – но и в той же самой частной жизни, хотя бы в части законов по противодействию семейному насилию, чтобы стремиться вперед, а не строить свой общественный и семейный быт по образцу быта времен набегов печенегов и половцев.

Для того, чтобы Россия была креативной, ей надо дать больше свободы.

Хотелось бы, чтобы хотя бы один участник Креативной недели набрался смелости и проговорил это в ответ на вопрос власти: «Чем вам помочь для творчества»?

Екатерина Винокурова, специально для PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров