ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Российская креативная неделя в новой реальности
Российская креативная неделя в новой реальности
Вячеслав Данилов
Вячеслав Данилов
04 июль 2022

В России есть два «креативных класса»

В России есть два «креативных класса»

Сами представители «креаклитета» явно не будут читать наше мнение о будущем "креативного класса". Им не до этого. Не до повестки "Как вам теперь живется, дети путинской стабильности и медведевской модернизации?" Поэтому буду говорить честно по со своим наблюдениям, а не как профессиональные социологи с цифрами на руках и прочими фокусами.

В России есть два «креативных класса».

Первый – это то, что вписано в ругательство Павлом Пряниковым, то есть те, кто вышел на Болотную и собирался выйти еще. Это широкий «населенческий кластер» из интеллигенции, городской образованной молодежи и потребительски продвинутого среднего класса. У этой группы все просто: есть сверхпривилегированные (я лично знаю только одного такого человека, но говорят их немного больше). Это настолько привилегированные за счет своих связей по ту сторону польской границы и объемов культурного капитала люди, что могут позволить себе сидеть тут и даже более-менее нормально работать.

Есть просто привилегированные. Они уехали после 02/24. Некоторые навсегда – или думают, что навсегда. Некоторые готовы переждать, но собираются «вернуться в семь часов вечера после войны». Но чаще – чтобы закрыть дела и искать свое место в мире дальше, если оно уже не найдено за последний квартал.

А есть непривилегированные, кто не может уехать. Мало ли почему, но не может. Но хочет. Часть из них, не решившаяся на спонтанный поступок, тщательно планирует отъезд в течение года-двух. На постдок, в Стамбул, в оффшор, в Израиль, в Латинскую Америку… в крайнем случае в деревню. Есть те, кто ушел в монастырь.

Среди них нет никого, кто чувствует себя хорошо. И есть те, кто ест антидепрессанты пачками. Или пьет. И им стыдно, и им страшно. И им часто проще сидеть здесь и сложнее уехать.

А если под "креативным классом" понимать представителей новой экономики – цифровых предпринимателей, дизайнеров, айтишников, геймовиков, инфоцыган и крафтовиков - этот новый класс производителей услуг и средств их доставки - то здесь все немного иначе. Это публика несколько более молодая, легче переживающая релокацию и эмиграцию, часто низкобюджетный, но World Russian. Им хуже сидеть здесь, прекрасно понимая, что скоро останутся только лагеры и не будет шенгена. Но им проще уехать: найти работу, вывести бизнес, а если нет и 23 лет, то никакой ностальгии гарантированно не будет вообще. Язык они знают (то есть единственный – английский), остальное выучат.

Потребительские санкции пока выглядят немного бутафорски, что-то заменили эрзацем, что-то есть на складах, а что-то завезут контрабандой: за время контрсанкций чему-то научились. Но и «креаклу» понятно, что все только начинается. И главный страх среднего класса – утратить свой потребительский статус – что в США, что в России один и тот же. Люди, которым всегда есть, что терять, кроме родины.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров