ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Данилевский «под глянцем»
Данилевский «под глянцем»
Леонид Поляков
Леонид Поляков
29 нояб. 2022

Русская философия все еще воспринимается как некая экзотика, это нужно изменить

Юбилей Николая Яковлевича Данилевского, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, — это повод для того, чтобы внимательно посмотреть на историю отечественной философской, историко-философской и политической религиозной мысли XIX — начала XX веков.

У нашей отечественной мысли непростая история: долгое время она была каким-то таким достаточно подпольным феноменом. Я помню, как в Институте философии и на философском факультете МГУ в 1960—1970-е годы считалось особым шиком читать Бердяева, того же Данилевского, Леонтьева, Вл. Соловьева одновременно и в виде какой-то экзотики. Это было чуть ли не запретной философской литературой.

Потом наступил лихорадочный период, конец 1980-х — начало 1990-х. Пошла волна публикаций статей и сборников конференций. А сейчас, как мне кажется, наступило затишье. Такое ощущение, что это было модой, еще и конъюнктурной, связанной с тем, что действительно это наследие мало и плохо изучалось, и вдруг оказалось, что оно никому вроде бы и не нужно.

Сегодня стоит задача преодоления и того, и другого: не нужно делать никакого андеграунда из этого, и, в то же время, не нужно превращать это в сиюминутную моду, некий пик интереса для того, чтобы привлечь всеобщее внимание, — это контрпродуктивно. Нужно просто внимательно, тщательно и методически регулярно заниматься этим. Нужно восстанавливать традицию независимого философско-политического и религиозно-философского мышления. Я бы сказал, даже не восстанавливать, а заново создавать.

Скажем, в начале ХХ века это было нормально для Николая Бердяева, Густава Шпета, тех же Франка, Гершензона — для тех людей, которые прекрасно знали наследие XIX века. Это была среда, в которой они вырастали, в которой они мыслили. Сегодня, в начале XXI века, эта среда потеряна, нужно ее восстанавливать.

Последние 70 лет мы жили Карлом Марксом, марксизмом и марксизмом-ленинизмом. При этом особым шиком считалось знание западной философии под флагом критики буржуазной философии. Кстати говоря, Зиновьев очень остроумно заметил, что под этой самой критикой буржуазной философии скрывался прямой интерес к ней и ее изучение.

Но как только марксизм перестал быть официальной идеологией, обнаружилось, что в СССР советских философов почти не было и почти не осталось. Все читают либо Хайдеггера, либо Фуко, либо еще кого-то. Собственно говоря, марксисты практически исчезли, потому что все это было поверхностно, неинтересно и догматично.

Теперь, мне кажется, настало время (и Данилевский дает для этого очень хороший повод) простраивать собственную мыслительную традицию, начиная с XIX века и с Петра Яковлевича Чаадаева. У него крайне неоднозначная политическая и идеологическая репутация, в основном связанная с тем, что он достаточно резко в первом своем философическом письме высказался о России. Но чтобы понять, зачем и как он это сделал, вопрос нужно изучать.

Эта традиция от Чаадаева до Вл. Соловьева и дальше XX век — все это должно лечь очень серьезным фундаментом в воспитании, в восстановлении русской самостоятельной общественной мысли. Не заимствованной, не вторичной или третичной, занимающейся интерпретациями, исходящими не от других философских авторитетов, а от собственной практики, от собственной мысли, от собственной рефлексии и культурной традиции.

По поводу Достоевского, Толстого, Чехова ни у кого нет сомнений, что это люди, которые внесли величайших вклад в развитие русской культуры и мировой культуры в целом. По поводу русской философии, опять же, начиная с того же Чаадаева и продолжая Данилевским, Соловьевым, Константином Леонтьевым, такой традиции и такого восприятия нет. Русская философия все еще воспринимается как некая экзотика. Есть несколько специалистов-русистов в США и Европе, но на этом все.

Я не настаиваю на том, чтобы стремиться все это популяризировать. Хотя, почему нет? Самая главная популяризация должна произойти внутри страны. Мы должны научиться мыслить в традициях собственной философии, и Данилевский, повторюсь, — повод отличный, потому что именно в то же время, когда Карл Маркс  развивал универсальную концепцию общественно-экономических формаций, он предложил теорию культурно-исторических типов, теорию самостоятельной цивилизации. От Данилевского ведут эту традицию Шпенглер, Тойнби, Хантингтон.

Я бы сказал так, Данилевский сегодня жив, потому что именно он заложил основу этой фундаментальной цивилизационной концепции, которая противостоит сегодня глобалистам типа Фукуямы.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров