Русская философия все еще воспринимается как некая экзотика, это нужно изменить
Юбилей Николая Яковлевича Данилевского, 200 лет со дня рождения которого отмечается
в этом году, — это повод для того, чтобы внимательно посмотреть на историю отечественной
философской, историко-философской и политической религиозной мысли XIX — начала
XX веков.
У нашей отечественной мысли непростая история:
долгое время она была каким-то таким достаточно подпольным феноменом. Я помню, как
в Институте философии и на философском факультете МГУ в 1960—1970-е годы считалось
особым шиком читать Бердяева, того же
Данилевского, Леонтьева, Вл. Соловьева
одновременно и в виде какой-то экзотики. Это было чуть ли не запретной философской
литературой.
Потом наступил лихорадочный период, конец
1980-х — начало 1990-х. Пошла волна публикаций статей и сборников конференций. А
сейчас, как мне кажется, наступило затишье. Такое ощущение, что это было модой,
еще и конъюнктурной, связанной с тем, что действительно это наследие мало и плохо
изучалось, и вдруг оказалось, что оно никому вроде бы и не нужно.
Сегодня стоит задача преодоления и того,
и другого: не нужно делать никакого андеграунда из этого, и, в то же время, не
нужно превращать это в сиюминутную моду, некий пик интереса для того, чтобы привлечь
всеобщее внимание, — это контрпродуктивно. Нужно просто внимательно, тщательно и
методически регулярно заниматься этим. Нужно восстанавливать традицию независимого
философско-политического и религиозно-философского мышления. Я бы сказал, даже не
восстанавливать, а заново создавать.
Скажем, в начале ХХ века это было нормально
для Николая Бердяева, Густава Шпета,
тех же Франка, Гершензона — для тех людей, которые прекрасно знали наследие XIX века.
Это была среда, в которой они вырастали, в которой они мыслили. Сегодня, в начале
XXI века, эта среда потеряна, нужно ее восстанавливать.
Последние 70 лет мы жили Карлом Марксом, марксизмом и марксизмом-ленинизмом.
При этом особым шиком считалось знание западной философии под флагом критики буржуазной
философии. Кстати говоря, Зиновьев очень
остроумно заметил, что под этой самой критикой буржуазной философии скрывался прямой
интерес к ней и ее изучение.
Но как только марксизм перестал быть официальной
идеологией, обнаружилось, что в СССР советских философов почти не было и почти не
осталось. Все читают либо Хайдеггера,
либо Фуко, либо еще кого-то. Собственно
говоря, марксисты практически исчезли, потому что все это было поверхностно, неинтересно
и догматично.
Теперь, мне кажется, настало время (и Данилевский
дает для этого очень хороший повод) простраивать собственную мыслительную традицию,
начиная с XIX века и с Петра Яковлевича Чаадаева.
У него крайне неоднозначная политическая и идеологическая репутация, в основном
связанная с тем, что он достаточно резко в первом своем философическом письме высказался
о России. Но чтобы понять, зачем и как он это сделал, вопрос нужно изучать.
Эта традиция от Чаадаева до Вл. Соловьева
и дальше XX век — все это должно лечь очень серьезным фундаментом в воспитании,
в восстановлении русской самостоятельной общественной мысли. Не заимствованной,
не вторичной или третичной, занимающейся интерпретациями, исходящими не от других
философских авторитетов, а от собственной практики, от собственной мысли, от собственной
рефлексии и культурной традиции.
По поводу Достоевского, Толстого, Чехова ни у кого нет сомнений, что это люди,
которые внесли величайших вклад в развитие русской культуры и мировой культуры в
целом. По поводу русской философии, опять же, начиная с того же Чаадаева и продолжая
Данилевским, Соловьевым, Константином Леонтьевым, такой традиции и такого восприятия
нет. Русская философия все еще воспринимается как некая экзотика. Есть несколько
специалистов-русистов в США и Европе, но на этом все.
Я не настаиваю на том, чтобы стремиться
все это популяризировать. Хотя, почему нет? Самая главная популяризация должна произойти
внутри страны. Мы должны научиться мыслить в традициях собственной философии, и
Данилевский, повторюсь, — повод отличный, потому что именно в то же время, когда
Карл Маркс развивал универсальную концепцию общественно-экономических
формаций, он предложил теорию культурно-исторических типов, теорию самостоятельной
цивилизации. От Данилевского ведут эту традицию Шпенглер, Тойнби, Хантингтон.
Я бы сказал так, Данилевский сегодня жив,
потому что именно он заложил основу этой фундаментальной цивилизационной концепции,
которая противостоит сегодня глобалистам типа Фукуямы.