В наследии Николая Данилевского проверку выдерживает его концепция культурно-исторических типов
Проверку по гамбургскому счету, которую устраивает история каждому крупному мыслителю, в наследии Николая Данилевского в первую очередь выдерживает его концепция культурно-исторических
типов — прообраз позднейших представлений о цивилизациях. Что до ее содержательного
наполнения, то при оправданном внимании к основам культурно-исторического типа
— религии, культуре и политике (в которую, конечно, включено, право)
— не
все в ней пережило мыслителя. Как и у других, многое в наследии Данилевского не
вышло за пределы современной ему истории, осталось, по нашим оценкам, в границах
недостоверного.
Так, вряд ли можно согласиться с его рассуждениями
о подобии культурно-исторических типов биологическим организмам, живущим в циклах
«рождение — зрелость — смерть», или с идеями о преимущественно конфронтационных отношениях
между ними. Странно выглядит и определение американского типа (сверх признанных
десяти), по словам Данилевского, «сомнительного».
С учетом сегодняшних реалий нельзя признать большую историческую роль (во времена
Данилевского — будущность) и интегративного «славянского типа» во главе с Россией,
раскинувшего свою власть в том числе и на Константинополь.
К сожалению, такие мысли (для времени Данилевского
полемически допустимые) с энтузиазмом выводятся на первый план и включаются в актуальную
политическую жизнь России разного рода националистически настроенными маргиналами.
Однако при всем их ложном алармизме и создаваемом вокруг имени Данилевского шовинистическом
тумане нельзя забывать о действительных интеллектуальных заслугах этого оригинального
русского мыслителя.
Лучшим
способом увековечивания его памяти, на мой взгляд, должно стать академическое издание
его трудов, равно как и научно-образовательная и просветительская популяризация
его идей, выдержавших проверку временем.