Сегодня нет задачи выстроить свободную от импорта экономику
Некоторые категории товаров
импортируются и нужно продолжать импортировать эти товары. Если их импортируют,
значит, они обладают лучшими характеристиками по качеству или по цене.
Сегодня нет задачи выстроить такую
экономику, которая будет полностью свободна от импорта, то есть будет, по сути,
существовать вне связи с другими экономиками. Это, как правило, крайне сложно
сделать, к тому же такие экономики не очень эффективны. Внутри одной страны
практически невозможно производить все необходимые товары с нужным качеством по
приемлемой цене. Вопрос стоит о том, как обойтись или что делать по тем
направлениям, где по импорту установлены существенные барьеры, и мы вынуждены искать
альтернативы.
Первый вариант — искать импорт в
других странах. Второй вариант — искать новые возможности в России, ведь и сам
российский потенциал существенно изменился. Когда возник санкционный шок 2022
года, ряду компании удалось найти новых поставщиков не на зарубежных, а на
российских рынках. Это постепенный процесс, и нет смысла рассматривать его как
процесс, сходящийся в одну точку.
Существует импорт компонентов,
которые мы, к примеру, не делаем, но рассчитываем, что будем их производить. Но
это произойдёт через несколько лет. Что же делать в течение того периода, пока такие
производства еще не налажены? Рассматривать либо возможности совместного
производства, либо ввоза по параллельному экспорту, либо получения этих
компонентов в других странах, либо, в конце концов, отказа от определённого функционала
в тех или иных товарах, если нет соответствующих систем узлов.
Мы проводили анализ, как адаптируется
предприятия к санкциям. Одна из стратегий — это сжатие и упрощение: компании
берут и начинают упрощать те товары и продукцию, которые выпускают. Прежде
всего, это характерно для автомобилестроения. Таким образом эта проблема
ограничений в импорте несколько смягчается.
Но есть и другие стратегии, например,
по перестройке связей компаний, когда они начинают менять логистику, своих
поставщиков по цепочке, и в этом смысле импорт у них остаётся.
Есть стратегии расширения инвестиций
и увеличения производства традиционной продукции в тех случаях, когда некоторые
крупные компании с иностранным участием ушли с рынка, но технологии и дизайн,
необходимый продукции, известны и доступны. Наши компании могут быть активными,
чтобы занять этот рынок.
Поэтому единой картины нет, и задача
в том, чтобы взять и отказаться от импорта, не стоит, ведь это негативно скажется
на российской экономике.