Увольнение Попова без объяснений может нанести ущерб репутации Министерства обороны
Публичное обсуждение негативных
событий, связанных с ВС РФ, видится абсолютно естественным в условиях СВО:
внимание миллионов людей практически ежедневно приковано к новостям с мест
боевых действий, граждане сопереживают нашим военнослужащим (тем более, что в
зоне СВО находятся в т.ч. мобилизованные) и достаточно эмоционально
воспринимают любые негативные события (потерю техники, отвод войск с конкретных
точек и т.д.).
Учитывая то, что сегодня в медиапространстве
значительное влияние имеют военные корреспонденты и военные эксперты, которые в
постоянном режиме публикуют актуальную информацию и свои мнения в своих
telegram-каналах, информационное поле, связанное с военными действиями, стало
прозрачным и публичным для обычных граждан настолько, насколько это возможно. В
этом контексте важно учитывать, что, к сожалению, любая информация, даже строго
конфиденциальная, оказавшись в интернете может при определенных обстоятельствах
стать публичной: это и произошло с высказываниями генерал-майора Ивана Попова,
который, судя по всему, обращался к своим коллегам в закрытом чате и изначально
не хотел публичности.
Общественный интерес к данному кейсу
можно объяснить как минимум двумя причинами. Во-первых, ещё совсем недавно
граждане были свидетелями мятежа группы «Вагнер», который ещё до своей активной
фазы начинался с публичной критики Министерства обороны РФ. То есть существует
переживание по поводу того, что что-то подобное может повториться (пусть и в
ином масштабе и т.п.).
Во-вторых, к сожалению, мы существуем
в контексте высокой чувствительности уровня доверия общества к государственным
институтам (исключением является только Президент РФ), поэтому любой негативный
кейс, связанный с публичной критикой институтов (в данном случае МО РФ),
рискует получить некоторую поддержку среди граждан, особенно тех, кто по тем
или иным причинам особенно активно следит за событиями в зоне СВО.
Если попытаться найти первопричину
кейса с Поповым, то я бы обратил внимание на проблему организации эффективной «обратной
связи» в государственных институтах, особенно таких закрытых в силу специфики
деятельности, как Министерство обороны. Этой проблеме сегодня в публичном
экспертном диалоге уделяется немало внимания, и механизмы обратной связи стараются
внедрять во многие сферы взаимодействия государства и граждан.
Судя по всему, обсуждаемое событие
связано либо с наличием неких барьеров (например, формально-юридических) в
обратной связи внутри МО РФ, либо с отсутствием понимания у сотрудников как
эффективно и корректно использовать каналы обратной связи. Учитывая
эмоциональный окрас обращения генерал-майора, оба варианта видятся актуальными.
Кроме того, важно обозначить проблему
дефицита публичной реакции государственных институтов на критику со стороны как
внутреннего кадрового состава, так и извне. Характер деятельности ВС РФ требует
абсолютной субординации и строгого подчинения определенным правилам, однако, в
данном случае, учитывая неожиданную публичную огласку кейса, от МО РФ требуется
очень гибкая и аккуратная позиция, которая позволит доступным языком объяснить
гражданам и экспертному сообществу ситуацию, а также либо опровергнуть
обозначенную позицию, либо заявить, что буду приняты соответствующие ситуации
решения (например, относительно того, как институционализированно и оперативно
можно давать обратную связь из зоны СВО по тем или иным вопросам).
Боюсь, что увольнение генерал-майора
без должного информационного сопровождения может нанести ущерб репутации
Министерства и поднять очередную волну совершенно не всегда справедливых интернет-обсуждений
на тему того, что «наверху» якобы не слышат нижестоящих людей.