В «Оппенгеймере» предстаёт образ ученого, сходный с образом академика Сахарова
Фильм «Оппенгеймер» я не видел и могу
судить лишь по аннотациям, которые представлены в интернете. В картине
предстаёт образ ученого Оппенгеймера, сходный с образом, пожалуй, Андрея Дмитриевича
Сахарова, который самозабвенно работал над решением сверхзадачи, создал
сверхоружие и, увидев его разрушительные последствия, о которых раньше не
подозревал, взял на себя моральную ответственность за появление такого
ужасающего оружия и его возможных последствий.
Этот излюбленный приём — показывать
решение какой-либо проблемы через проблемы научные, геополитические. То есть
объективная проблема предстает через призму субъективных качеств какой-либо
персоны, — это конёк Голливуда. Но я не думаю, что это способствует
объективному пониманию картины.
Конечно, игра актёров вызовет интерес
у зрителей, но как историк я должен сказать, что Оппенгеймер был отнюдь не
единственным, кто принимал участие в работах по созданию ядерного оружия. Принимал
участие в них и Нильс Бор, который заранее предугадал разрушительную мощь
будущей ядерной бомбы. Бор придерживался позиции, что ни одно государство не
должно обладать монополией на такое ужасное смертоносное оружие, иначе оно
начнёт всем диктовать свою волю.
В этой связи куда уместнее было бы
снять фильм о Нильсе Боре, который в 1943 году был отстранён от совместного
англо-американского проекта разработки ядерного оружия под названием «Tube
Alloys». Это человек, который смог прогнозировать результаты своих
исследований, что является также одной из важнейших функций науки, и занимал
дружественную, можно сказать, позицию по отношению к Советскому Союзу, который
вытягивал на себе основную тяжесть войны на европейском театре.
В «Оппенгеймере» же нам представят
образ самозабвенного учёного не от мира сего, который создает что-то, не
подозревая о том, что делает, а после ужаснётся от своего творения. Президент
Трумэн, заказчик ядерного оружия, возьмёт на себя вину, но Оппенгеймер так и
будет ходить с чувством вины.
Вместе с тем, ничего не будет
сказано, например, о судьбе четы Розенберг, таких же ядерщиков, которые
исходили из того же посыла о недопустимости атомной монополии. Только Нильс Бор
был отстранён от работ, а Розенберги за то, что осознанно проявили свою
гражданскую позицию и передали часть ядерных секретов советской стороне, были
казнены.
Таким образом, это тоже такой
паллиатив: как рассказать о ядерном оружии, о том, что сейчас у всех на слуху,
но в то же время скрыть неудобные персоны, не вызвать слишком большой симпатии
к своим современным геополитическим противникам. Это тонкое искусство
Голливуда.