Заповедь «не убий» можно реализовать лишь в цифровом мире
Заповедь «не убий» можно реализовать лишь в цифровом мире
Сегодня можно говорить о том, что новые нормы этики не только появляются, но и институциализуются, переходят в ту часть нашей жизни, которая более-менее регламентирована. Происходит это очень драматично, потому что нашу эпоху характеризуют не только происходящие на наших глазах революции (промышленная, цифровая), но и сосуществование различных эпох в рамках одной, т.е. мы существуем в некоей матрешке.
В случае с этикой это означает, что мы живем разными кодексами и не живем одним неписанным законом, выбитым на скрижалях праотцом или учителем. В то же время мы не подчиняемся полностью и законам предыдущей эпохи, но учитываем историю, в том числе и историю этики при принятии решений и анализе событий.
Сейчас статус этики социальных отношений характеризуется тем, что появились новые акторы и субъекты – машины, роботы, искусственный интеллект. Появились и акторы другого типа, относящиеся к живому миру – животные, растения, сама природа. Весь этот новый состав парламента принятия решений, касающихся нашей жизни, предполагает новую этику.
Сама же этика становится более творческой, не просто выступая в роли запретительных мер или законов, по которым мы будем вменять ответственность за нарушение правил. Этика сегодня может вплетаться в создание новых продуктов, новых типов отношений, и в этом ее отличие. Но помимо адаптации речь идет и о том, чтобы помогать самим технологиям проявиться и развиваться.
С позиций метаэтических я бы хотел ответить на тезис, что новая этика не нужна, т.к. у нас уже есть набор правил, который мы так или иначе учитываем. Новые акторы (тот же искусственный интеллект) не в смысле этической субъективности, а в смысле участия в дискуссии уже задает определенные тренды в области новой этики. Мы ориентируемся не на то, что нам сказали родители, что мы узнали об этике в школе или из духовных книг. Появляются этические нормы нового типа в принципе, которые вводят те же блогеры, хакеры и т.д.
Эта этика складывается как свод неких договоренностей для поддержания коммуникаций в обществе. Некоторые социальные институты отстают от развития технологий и нуждаются в помощи и поддержке людей и машин, которые способны были бы задать этические правила. Если же мы продолжим ссылаться на «не убий», то все время будем оставаться в онтологии взаимной вражды, которая направляет работу социальных институтов в рамки «войны всех против всех».
Сегодня мы не только принимаем решения по тому или иному поводу – в бизнесе, образовании, личной жизни, военно-политических действиях. Мы также делегируем машине эти решения. Сейчас мы перешли не просто в ситуацию гибридного мира, а в ситуацию конкурирующих реальностей. И теперь активно идет полемика, каковы пределы делегирования подобных решений. Например, решения увеличивать скорость на дороге или уменьшать, расстреливать боевиков и мятежников или нет.
Я называю новой этикой выбор между различными этическими концепциями для оправдания своих действий.
Социальная структура – семья, университет, военные институты – меняются в связи с цифровой реальностью и ее новой складывающейся этикой, а не настаивают на том, что определяют все этические позиции.
Австралийский исследователь Роберт Спарроу пишет о том, что кодексы чести морпехов сильно изменились, когда в Неваде появились операторы боевых дронов, потому что операторы не нуждаются в доблести. Им нужно просто понимать предмет и следить за распознаванием лиц террористов, чтобы принять решение об уничтожении.
И развивая эту технологию, лучше сделать так, чтобы человек вообще не принимал решений об убийстве. Это будет фундаментальным изменением этических правил. Не «не убий» или «убий», а отказ от войны в принципе – вот цель современных цифровых технологий и цель нашего этического прогресса – двигаться в сторону преодоления насилия.
Человеку в этом вопросе доверять невозможно, он будет воевать бесконечно.
Я утверждаю, что заповедь «не убий» как максиму иудейско-христианской традиции можно реализовать только в цифровом мире. Тысячелетиями на эту максиму всем было наплевать, убивали все и всех. Нужно преодолеть саму историю с убийством человека человеком. Позволяет это сделать только делегирование машинам решений, например, об уничтожении объектов инфраструктуры с запретом убийства живых людей, чего человек себе не может позволить. Человек, видя соперника на войне, сразу начинает убивать или ради самосохранения, или руководясь желанием власти или победы. Это возможно изменить.