13 декабря в сети интернет прошёл прямой эфир очередного Гайдаровского форума под названием "Этика цифровизации". На встрече были затронуты и проанализированы актуальнейшие тенденции и этические нюансы присутствия и взаимодействия в сети интернет в эпоху пандемии коронавируса. Модератором онлайн-конференции выступил ректор Московского института психоанализа Лев Сурат, а участниками стали Амиран Сардаров, российский видеоблогер и писатель, Галина Солдатова, профессор МГУ им. Ломоносова и главный редактор журнала "Дети в информационном обществе", Максим Спиридонов, венчурный инвестор и серийный технологический предприниматель, Игорь Чубаров, проректор и директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета.
Будущее - здесь
Пандемия ускорила многочисленные трансформации в пользу цифровизации, а также ускорила переход большинства людей в онлайн-мир так стремительно, как никогда ранее. Изменить скорость перехода в онлайн нельзя, зато можно адаптироваться к существующему положению вещей, к нынешней ситуации, научиться в ней существовать и сосуществовать, помочь всем тем, кто испытывает сложности с адаптацией в сетевой жизни.
Имеется ситуация и новый тип существования, новейший тип социума под названием "онлайн, где необходимы свои нормы, законы и правила. Всё это можно объединить ёмким понятием "этика цифровизации" - моральные принципы изменившегося мира и новой для всех нас реальности.
Со вступительным словом в рамках форума выступил ректор Московского института психоанализа Лев Сурат, обозначивший ход дальнейшего разговора нескольких участников.
«Цифровой мир настолько стремителен, что это превзошло все наши ожидания и прогнозы. Цифровой мир, в котором мы сейчас живём, практически никем не описан. Но что же это значит на самом деле? Означает ли это то, что он лишён культурного фундамента, этических норм и правил, которые мы смогли сформировать в физическом мире за тысячелетие?» - отметил Лев Сурат.
"Человечество уже не откажется от технологий, и, скорее всего, технологии и искусственный интеллект будут только больше, шире и активнее использоваться в самых активных сферах нашей жизни. ... Я думаю, что ближайшие 5-10 лет развития общества будут посвящены именно этому - как адаптировать существующие, или же как сформировать новые правила и устои, применимые к цифровому миру. Ведь поколение цифровых детей находится сейчас в достаточно серьёзной опасности. И, если, к примеру, случится локдаун, глобальный локдаун в интернете, они останутся совершенно одни в океане непонимания реальной жизни, потерянные практически во всех сферах, будь то образование, семья, общение, друзья, ну, или даже кинематограф. Нильс Бор в своё время сказал очень актуальную на данный момент фразу, что делать предсказания тяжело, особенно когда речь идёт о будущем, поэтому поговорим сегодня о текущей действительности с разных точек зрения, но не о будущем. Мы поговорим о сущем. Немного о грядущем. Кто станет субъектом принятия решений - ИИ, цифровой бот или же человек? Ведь мораль появится не только для человека. Сегодня мы с Вами не должны дать какой-то рецепт или ответ. Но уже сейчас следует попробовать дать очертания новой моральной конструкции, которая станет ценностной опорой нового мира, новой реальности", - произнёс во вступительной речи ректор Института психоанализа.
Далее по теме созидания цифровой этики слово взял философ, проректор и директор Института социально-гуманитарных наук Тюменского государственного университета Игорь Чубаров. Он с неподдельным интересом к заданной теме рассказал о том, насколько отличаются этические нормы в условиях цифровизации от тех норм, которые существуют уже тысячелетия, по каким принципам они строятся и о том, существуют ли в этой «новой этике» «новые законы»? Он сказал, что новые нормы так или иначе переходят в ту часть нашей жизни, которая более или менее является регламентированной. Однако, происходит этот процесс достаточно драматично, поскольку последнее время происходит не только промышленная, но и цифровая революция, к тому же, в нашей эпохе сосуществует несколько эпох – своего рода эффект матрёшки, об этом писал философ Мишель Фуко.
Чубаров отметил, что все мы живём не каким-то одним кодексом, а именно разными. Мы не подчиняемся законам предыдущей эпохи. Тем не менее все мы знаем и учитываем как историю, так и этические нормы, передающиеся из поколения в поколение - при принятии решений, при оценке текущих событий. И сегодня статус «новой этики» как таковой, по словам Игоря Чубарова, с точки зрения отношений между людьми, социальных взаимосвязей, характеризуется тем, что там появились новые субъекты права и этики - машины, роботы, Искусственный Интеллект. Сюда входят и другие акторы, относящиеся не к человеческой, но к живой природе - животные, растения. Всё это предполагает наличие новой этики в нашем изменившемся и непрерывно меняющемся мире. К слову, этика, несмотря ни на что становится всё более и более творческой - она формирует новый тип отношений между людьми.
Цифровое поколение
Галина Владимировна Солдатова, профессор МГУ им. Ломоносова и главный редактор журнала "Дети в информационном обществе", затронула щепетильные темы цифровой этики с точки зрения бытовых, повседневных ситуативных примеров взаимодействия людей. Галина Владимировна обозначила принципиальное отличие этических особенностей новых детей и подростков, детей так называемого цифрового поколения, затронув возможную опасность нового поколения, тотально погружённого в интернет.
"Тема суперактуальная, на самом деле. Удивительно, что она только-только начинает находиться в фокусе внимания практиков и исследователей. Развитие биотехнологий, усовершенствование Человека, ИИ, предсказуемость поведения человека, конфиденциальность данных - вот эти пункты дискуссию актуализируют. Морально-нравственные механизмы, они всегда работают на обыденном уровне, Тем не менее, например, почти 50 лет академических исследований на практическом уровне данная тема не поднималась. Когда мы говорим о цифровом поколении, нам интересно когнитивное развитие, личностное развитие, процессы цифровой социализации нового цифрового поколения", - подчеркнула профессор.
"У нас большая часть подростков проводит в интернете половину или более половины времени бодрствования. Вторая характеристика этого поколения - расширенная достроенная личность, включающая в себя техносистему, состоящую из гаджетов, цифровых платформ, ИИ. Всё это встраивается в социально-когнитивную систему подрастающего ребёнка, нашу с вами, интегрируется с ней, видоизменяет её, становится её частью", - особо отметила Солдатова.
"Наши дети осваивают такую расширенную достроенную личность, аналога которой никогда ещё в истории человечества не было, и освоение происходит для них стихийно и самостоятельно. Дети и подростки существуют сейчас в смешанной реальности, и очень хорошо это осознают. Если же говорить об этике, то цифровая этика сильно связана с эмоциональным аспектом, с разного рода чувствами, переживаниями. Я вижу три аспекта этической системы цифрового мира - библейские ценности и заповеди, которые все мы хорошо знаем; правила и нормы, изобретённые или созданные нынешними пользователями (к примеру, не звонить, а лучше написать, не слать голосовое сообщение, а лучше написать, ретушированные фото в соцсетях; сама данная среда и её администрация с её жёсткой этической политикой. Ретушированные, отфотошопленые фото, к слову, должны иметь пометку "отретушировано", иначе происходит нарушение цифровой этики", - сказала Галина Владимировна в своём небольшом выступлении в рамках Гайдаровского форума.
Киберэтика
В Википедии есть страница, посвящённая киберэтике. Там написано, что: "киберэтика - философская область этики, относящаяся к компьютерам, охватывающая поведение пользователей, то, на что запрограммированы компьютеры, и каким образом это влияет на отдельных людей и общество в целом. Примеры вопросов, которыми занимается киберэтика:
- Естественно ли транслировать личную информацию о других людях в Интернете (такую как онлайн-статусы или текущее местоположение через GPS и т. п.).
- Нужно ли защищать пользователей от ложной информации?
- Кому принадлежат цифровые данные (музыка, фильмы, книги, веб-страницы и т. д.) и что пользователи вправе с ними делать?
- Насколько доступны могут быть азартные игры и порнография в сети?
- Является ли доступ в Интернет основным правом каждого?
Комментарии экспертов
Философ Игорь Чубаров считает, что цель современных цифровых технологий и этического прогресса – двигаться в сторону преодоления насилия, отказа от войны.
"Я называю новой этикой выбор между различными этическими концепциями для оправдания своих действий. Социальная структура – семья, университет, военные институты – меняются в связи с цифровой реальностью и её новой складывающейся этикой, а не настаивают на том, что определяют все этические позиции. Австралийский исследователь Роберт Спарроу пишет о том, что кодексы чести морпехов сильно изменились, когда в Неваде появились операторы боевых дронов, потому что операторы не нуждаются в доблести. Им нужно просто понимать предмет и следить за распознаванием лиц террористов, чтобы принять решение об уничтожении", - сказал Чубаров.
"И, развивая эту технологию, лучше сделать так, чтобы человек вообще не принимал решений об убийстве. Это будет фундаментальным изменением этических правил. «Не убий» или «убий», а отказ от войны в принципе – это цель современных цифровых технологий и цель нашего этического прогресса – двигаться в сторону преодоления насилия. Человеку в этом вопросе доверять невозможно, он будет воевать бесконечно", - отметил эксперт.
Политолог и публицист Сергей Черняховский в своём комментарии для PublicO подчёркнул, что цифровая этика должна отталкиваться от общечеловеческой и создавать условия, при которых человек может творить и расширять свои возможности созидания.
"В фантастике 1950-60-х гг. и советской, и американской, эти проблемы рассматривались и моделировались. И в конечном счете, есть два измерения вопроса о цифровой этике: первое – новые технические достижения не должны нести вреда конкретному человеку. Второе – они не должны нести вреда возможностям возвышающего развития человека.
Либерализм закончился, когда идею человека и возможностей развития в его возвышении начал подменять горизонтальным снятием любых запретов, обеспечивающих это развитие. Условия, при которых человек может творить и расширять свои возможности созидания, заменили утверждением его права на разрушение", - заметил Черняховский в рамках экспертных дебатов PublicO.
Елена Островская, специальный корреспондент PublicO