ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Азартная игра на предельное обострение

Азартная игра на предельное обострение

«Ты, значит, вот оно, что, гад, пишешь, мол, «русню надо давить». Ну я сейчас тебе отвечу: «А мы вас всех ядерным ударом пришибем».

Даже до 24 февраля, несмотря на все попытки российских и не только властей ограничить свободу слова в Интернете или призывам лидеров общественного мнения к снижению градуса интернет-дискуссий, такого рода «обмен любезностями» в соцсетях выглядел вполне стандартно.

Еще в эпоху расцвета ЖЖ многие помнят один из первых конфликтов реальных политиков с интернет-сообществом, когда депутат Госдумы Виктор Алкснис  поругался с блоггером и политтехнологом Тимофеем Шевяковым еще в ЖЖ, когда Шевяков в ходе дискуссии назвал другого «идиотом» и «вралем», а депутат в ответ пригрозил привлечь блогера за оскорбление представителя власти. В те вегетарианские времена конфликт закончился ничем, а политики начали все активнее заводить страницы в соцсетях, еще до появления на то рекомендаций со стороны администрации президента, чтобы таким образом обеспечить если не реальную, то хотя бы видимую обратную связь между властью и обществом.

Апофеозом политика в соцсетях стал, конечно же, Дональд Трамп, чьи полуночные (по московскому времени) твиты о том, что, «если министр иностранных дел Северной Кореи озвучивает мысли маленького человека-ракеты, то слишком долго они не протянут» едва не стал причиной объявления КНДР войны США с перспективой ядерных ударов.

Полночный пост в ВКонтакте замглавы Совбеза России Дмитрия Медведева о том, что Россия должна объявить войну Грузии и Казахстану, на фоне общих нервных событий уже вызвал реакцию «Хоть бы его взломали, а не правда». Утром помощник Медведева порадовал общественность: аккаунт был взломан.

В то же время спикер палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси, пролетая где-то над Азией,  спикировала на Тайвань, что уже привело к предельному обострению ситуации с Китаем вплоть до угрозы военного конфликта, который меньше всего нужен тому же Тайваню, да и Китаю с США.

Одновременно с этим вспыхивает ситуация на Балканах: после заявления властей непризнанного Косово о запрете сербских документов и автомобильных номеров на территории анклава на границе происходит перестрелка, а президент Сербии Александр Вучич, взывая о мире, напоминает, что, если косовские албанцы начнут притеснять сербов, Белграду просто не оставят выхода.

Соцсети и компьютерные игры давно перестали быть альтернативной реальностью, они стали реальностью. Никого не удивляют заявления политиков, написанные так, будто бы они являются частью анонимной дискуссии в Интернете, которая заканчивается баном всех причастных или же поведение первых лиц в стиле компьютерной стратегии, где за рискованный маневр можно заплатить гибелью виртуального отряда с потерей дорогостоящего виртуального снаряжения.

Те, кто призывает ограничить свободу слова в Интернете, как правило, апеллируют к реальной жизни: следите за словами так, как вы за ними следите на улице. Однако все получилось ровно наоборот: даже уже не обычные люди, а политики перестали следить за словами и действиями на улице так, как будто они совершают их в Интернете.

Удивляет другое.

Во всем мире сейчас нет такого лидера, который бы вышел да уже к любой трибуне и сказал бы: «Уважаемые дорогие все. Мы все коллективно заигрались. Сейчас надо сделать сейв и остановиться. Выдохнуть хотя бы сутки и начать говорить заново, отвечая за каждое слово и уделяя больше внимания содержанию наших речей или наших действий, чем их тиражированию, охватам, лайкам и репостам.

Мы подошли к черте, за которой может начаться последняя война в истории человечества. Вся наша история показывает, что война еще никому, ни одному народу не приносила счастья.

Давайте остановимся, давайте умерим наши общие амбиции и начнем большой разговор, цель которого – хотя бы приостановка всех текущих политических и военных конфликтов.

У нас разные ценности, разные представления о счастье, государственном устройстве и вызовах.

Но наши солдаты – это не виртуальные юниты, а жизни наших граждан не заменить на боты из соцсетей.

Давайте остановимся и вернемся в реальность".

Возможно, есть не один, и не два лидера, которые могли бы произнести такую речь – или хотя бы думали об этом.

Но представляя себе шквал негодования в соцсетях, эти лидеры благоразумно предпочитают или самоустраниться в лучшем случае, или написать в Твиттере «что-то позабойней», а Нэнси Пелоси при этом воображает себя Бэтменом из комиксов и радуется попаданию в тренды.

Выход из этого один: отобрать у всех мировых лидеров соцсети, поселить на несколько дней на отдельном острове и не разрешать обновлять интернет, пока они о чем-то не договорятся по старинке, с глазу на глаз, отвечая за свои слова своим собственным лицом.

Екатерина Винокурова, специально для PublicO.

Новости партнеров