Очередной
кризис по поводу статуса сербской общины в Косово имеет внутреннюю природу и
внешние стимулы.
Главной проблемой, неизбежно порождающей конфликты, остаётся правовой тупик в
вопросе о нормализации отношений между Белградом и Приштиной. Белград пытается
нормализовать отношения, гарантировав права косовских сербов на широкое
самоуправление, при этом избежав формального признания независимости Косово.
Правовую основу создали Брюссельские
соглашения 2013-2015 годов, заключённые под эгидой Евросоюза.
Предполагалось, что исполнение этих соглашений откроет путь обеим сторонам к
интеграции в ЕС.
Во исполнение Брюссельских соглашений была создана Ассоциация сербских
муниципалитетов Косово и Метохии (АСМК) со штаб-квартирой в Северной Митровице.
В ассоциацию вошли Северная Митровица, Зубин Поток, Лепосавич, Звечан, Штрпце,
Клокот, Грачаница, Ново-Брдо, Ранилуг и Партеш (примерно 17% территории Косово,
население около 124 тыс. человек).
Не обладая
законодательной властью, Ассоциация получала «надзорные» полномочия в таких областях
как экономическое развитие, образование, здравоохранение, городское и сельское планирование
в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления и
законодательством Косово.
Брюссельские соглашения можно считать прямым аналогом «минских соглашений»
2014-2015 годов в отношении объявивших тогда сецессию «отдельных
районов» Донбасса. Хотя объём автономных прав у АМСК предусмотрен более узкий,
чем было обещано ОРДЛО. В Косово надежды возлагались на постоянную опеку
административной миссии ЕС (EULEX), включавшей полицейские силы. А также
на крайнее средство в виде натовского контингента KFOR.
Радикальных косовских националистов изначально не устраивала перспектива нормализации, при которой внутри
их территории сохраняется «чужеродный» самоуправляемый анклав. Как и
радикальные силы в Украине, «непримиримые» в Косово рассматривают существование
АСМК как «мину замедленного действия», которую необходимо любой ценой
«обезвредить».
В декабре 2015 года Конституционный суд Косово признал части Брюссельских
соглашений 2013-2015 годов «неконституционными». Процесс нормализации зашёл в
тупик, сопровождающийся обострениями, столкновениями, переговорами и
блужданиями по кругу.
В 2022 году ситуация в Косово вновь обострилась не без влияния СВО, которую
Россия проводит в Украине. В Приштине увидели в событиях в Украине угрозу и
шанс. Если Россия добьётся быстрого успеха, она усилится и сможет оказать более
эффективное содействие союзной Сербии в реализации её планов. Если, наоборот, в Украине возникнет долгий
конфликт, сковывающий Россию, Косово сможет этим воспользоваться: потеснить
Сербию и ревизовать условия «нормализации». В частности, взять под прямой
военно-административный контроль территорию сербской АСМК.
С марта 2022 года косовские силовики и гражданские активисты развернули
кампанию нападений на жителей сербских муниципалитетов под различными
предлогами. Конфликт вокруг «законных» автомобильных номеров удалось пригасить,
но акты безнаказанных избиений и насилий продолжались, что привело к выходу
сербов из совместных полицейских и судебных органов. В последнее время
отчаявшиеся сербы взялись блокировать дороги и строить баррикады на границах
своих поселений. А Приштина грозит вводом своих военных формирований на
территорию АСМК.
В сложившейся ситуации особенно драматичным выглядит положение президента
Сербии Александра Вучича.
Для него войти в Брюссельские соглашения и начать «нормализацию» с Приштиной
было максимально допустимым компромиссом, в реализации которого он так и не
получил адекватной поддержки со стороны ЕС и США. Сейчас возникает впечатление,
что Брюссель и Вашингтон отделываются вялыми «призывами к сдержанности» в адрес
обеих сторон, противостоящих в Косово, с плохо скрытым намерением додавить
Вучича на капитуляцию: официальный отказ от суверенитета над Косово, ликвидацию
и без того ограниченных прав самоуправления в АСМК.
Если Приштина, выдвинувшая ультиматум сербским муниципалитетам, введёт в анклав
армейские и полицейские подразделения, перед Вучичем во весь рост встанет
гамлетовский вопрос: помогать ли силой соотечественникам на территории
формально всё ещё единого суверенного государства или сдаться, что равносильно
политической гибели.
Вучич отчаянно маневрирует, стремясь снять напряжение и выиграть время. Раз за
разом собирает Совет нацбезопасности. Звонит высокомерным «гарантам» на Западе.
В Москву сейчас звонить просто опасно.
Часть
брюссельской бюрократии откровенно злорадствует по поводу отчаянного положения
Белграда и желает падения тамошней власти.
Множатся опасения, что косовские радикалы могут «под чужим флагом» организовать провокационные атаки на силы EULEX или KFOR, чтобы развязать себе руки и интернационализировать конфликт.
По словам Вучича, он переживает «самое трудное время
за всю историю» современной Сербии. Это действительно так. У него нет хороших
решений, только взрывоопасные. Но какое-то решение ему предстоит принять.