ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Балканский Гамлет
Автор: Сергей Станкевич, специально для PublicO

Балканский Гамлет

Очередной кризис по поводу статуса сербской общины в Косово имеет внутреннюю природу и внешние стимулы.

Главной проблемой, неизбежно порождающей конфликты, остаётся правовой тупик в вопросе о нормализации отношений между Белградом и Приштиной. Белград пытается нормализовать отношения, гарантировав права косовских сербов на широкое самоуправление, при этом избежав формального признания независимости Косово. Правовую основу создали  Брюссельские соглашения 2013-2015 годов, заключённые под эгидой Евросоюза. Предполагалось, что исполнение этих соглашений откроет путь обеим сторонам к интеграции в ЕС.

Во исполнение Брюссельских соглашений была создана Ассоциация сербских муниципалитетов Косово и Метохии (АСМК) со штаб-квартирой в Северной Митровице. В ассоциацию вошли Северная Митровица, Зубин Поток, Лепосавич, Звечан, Штрпце, Клокот, Грачаница, Ново-Брдо, Ранилуг и Партеш (примерно 17% территории Косово, население около 124 тыс. человек).

 

Не обладая законодательной властью, Ассоциация получала «надзорные» полномочия в таких областях как экономическое развитие, образование, здравоохранение, городское и сельское планирование в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления и законодательством Косово.

Брюссельские соглашения можно считать прямым аналогом «минских соглашений» 2014-2015 годов в отношении объявивших тогда сецессию «отдельных районов» Донбасса. Хотя объём автономных прав у АМСК предусмотрен более узкий, чем было обещано ОРДЛО. В Косово надежды возлагались на постоянную опеку административной миссии ЕС (EULEX), включавшей полицейские силы. А также на крайнее средство в виде натовского контингента KFOR.

Радикальных косовских националистов изначально не устраивала  перспектива нормализации, при которой внутри их территории сохраняется «чужеродный» самоуправляемый анклав. Как и радикальные силы в Украине, «непримиримые» в Косово рассматривают существование АСМК как «мину замедленного действия», которую необходимо любой ценой «обезвредить».

В декабре 2015 года Конституционный суд Косово признал части Брюссельских соглашений 2013-2015 годов «неконституционными». Процесс нормализации зашёл в тупик, сопровождающийся обострениями, столкновениями, переговорами и блужданиями по кругу.

В 2022 году ситуация в Косово вновь обострилась не без влияния СВО, которую Россия проводит в Украине. В Приштине увидели в событиях в Украине угрозу и шанс. Если Россия добьётся быстрого успеха, она усилится и сможет оказать более эффективное содействие союзной Сербии в реализации её планов. Если, наоборот, в Украине возникнет долгий конфликт, сковывающий Россию, Косово сможет этим воспользоваться: потеснить Сербию и ревизовать условия «нормализации». В частности, взять под прямой военно-административный контроль территорию сербской АСМК.

С марта 2022 года косовские силовики и гражданские активисты развернули кампанию нападений на жителей сербских муниципалитетов под различными предлогами. Конфликт вокруг «законных» автомобильных номеров удалось пригасить, но акты безнаказанных избиений и насилий продолжались, что привело к выходу сербов из совместных полицейских и судебных органов. В последнее время отчаявшиеся сербы взялись блокировать дороги и строить баррикады на границах своих поселений. А Приштина грозит вводом своих военных формирований на территорию АСМК.

В сложившейся ситуации особенно драматичным выглядит положение президента Сербии Александра Вучича

Для него войти в Брюссельские соглашения и начать «нормализацию» с Приштиной было максимально допустимым компромиссом, в реализации которого он так и не получил адекватной поддержки со стороны ЕС и США. Сейчас возникает впечатление, что Брюссель и Вашингтон отделываются вялыми «призывами к сдержанности» в адрес обеих сторон, противостоящих в Косово, с плохо скрытым намерением додавить Вучича на капитуляцию: официальный отказ от суверенитета над Косово, ликвидацию и без того ограниченных прав самоуправления в АСМК.
Если Приштина, выдвинувшая ультиматум сербским муниципалитетам, введёт в анклав армейские и полицейские подразделения, перед Вучичем во весь рост встанет гамлетовский вопрос: помогать ли силой соотечественникам на территории формально всё ещё единого суверенного государства или сдаться, что равносильно политической гибели.

Вучич отчаянно маневрирует, стремясь снять напряжение и выиграть время. Раз за разом собирает Совет нацбезопасности. Звонит высокомерным «гарантам» на Западе. В Москву сейчас звонить просто опасно.

Часть брюссельской бюрократии откровенно злорадствует по поводу отчаянного положения Белграда и желает падения тамошней власти.

Множатся опасения, что косовские радикалы могут «под чужим флагом» организовать провокационные атаки на силы EULEX или KFOR, чтобы развязать себе руки и интернационализировать конфликт.

 

По словам Вучича, он переживает «самое трудное время за всю историю» современной Сербии. Это действительно так. У него нет хороших решений, только взрывоопасные. Но какое-то решение ему предстоит принять.

Новости партнеров