ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Белый танец: Роскосмос приглашает олигархов

Белый танец: Роскосмос приглашает олигархов

unspash.com

В минувшие выходные фанаты новых технологий с замиранием сердца следили за прямой трансляцией запуска частного ракетоплана VSS Unity. На их глазах четыре космических туриста, в числе которых глава корпорации Virgin Ричард Брэнсон, впервые побывали в космосе. И хотя они пробыли в невесомости всего три минуты, эти секунды еще раз доказывают, что частники в космической сфере могут работать наравне с государством, а иногда и эффективнее.

“Надеюсь, что когда-нибудь и наши олигархи-миллиардеры начнут тратить свои деньги не на очередные яхты и ярмарки тщеславия, а на развитие космических технологий и знаний о космосе”, - написал глава “Роскосмоса” Дмитрий Рогозин после полета Брэнсона в своем Twitter.

Запись оценил другой американский миллиардер, занимающийся космическими разработками - Илон Маск, оставивший под этим твиттом эмодзи с аплодисментами.

Действительно, пока в США семимильными шагами развивается частные космические компании миллиардеров, например, Virgin Galactic Брэнсона, SpaceX Илона Маска, Blue Origin Джеффа Безоса и другие, более мелкие фирмы, в России с этой темой все обстоит не так радужно.

Два масштабных проекта

Пока оператором полноценного пуска космического корабля в России выступила лишь одна частная компания - S7 Space (входит в холдинг S7 Group), получившая в 2017 году лицензию на осуществление космической деятельности. В декабре того же года S7 по заказу “РКК "Энергия" обеспечила комплекс работ по запуску ангольского спутника связи "Ангосат-1". 

В планах компании было совершение до 70 коммерческих пусков в течение 15 лет, однако до сих пор был осуществлен только один. Амбициозной задачей компании было использование для коммерческих запусков с платформы ракетно-космического комплекса «Морской старт». В 2016 году компания купила в США комплекс, произведенный в 1999 году. Весной прошлого года платформа была перебазирована в Приморский край, а позже владелец S7 Владислав Филев признал, что проект заморожен. Летом прошлого года стало известно, что на фоне коронакризиса компания начала вести переговоры о продаже этого комплекса с “Росатомом”.

Другим проектом, реализация которого требует больших инвестиций, станет “наш ответ” Crew Dragon Илона Маска. В 2019 году выходцы из S7 Space создали компанию «Международные транспортные космические системы» (МКТС), которая планирует разработать многоразовый грузовой космический корабль “Арго”. Ожидается, что он сможет доставлять на МКС до 2 тонн груза и возвращать до 1 тонны груза и будет рассчитан на 20 циклов взлет-посадка. 

Созданием корабля компания МТКС займется совместно с предприятиями госкорпораций «Роскосмос», «Росатом» и «Ростех» - осенью прошлого года с “Роскосмосом” было подписано соответствующее соглашение. Первый испытательный запуск корабля «Арго» намечен на 2024 год.

Микроспутники и ракеты-носители малой грузоподъемности
Наиболее успешно в космической отрасли России работают компании, изготавливающие небольшие спутники или предоставляющие заказчикам относительно недорогие услуги по их выводу на орбиту. Так, в 2011 году была основана компания «Спутникс» – разработчик спутников, платформ, приборов и другого космического и наземного оборудования. Всего на орбите находится восемь спутников производства компании, в 2021 году планируется вывести еще один.

Успешно стартовала в 2011 году и частная космическая компания Dauria Aerospace, которая разрабатывала и производила малые космические аппараты нового поколения и комплектующие для них. Однако в 2017 году компания потерпела неудачу - поставленные по контракту «Роскосмосу» два спутника после вывода на орбиту перестали выходить на связь. В свете поданных против компании исков, она признала себя банкротом и закрылась. 

Между тем, ее основатель Михаил Кокорич, который продал свою долю в компании еще в 2015 году в связи с санкциями эмигрировал в США. Там он открыл стартап Momentus Space для создания буксиров для микроспутников, который в 2020 году нашел первых клиентов. Ключевые испытания продукции были запланированы на следующий год, однако уже без Кокорича - к настоящему моменту он покинул кресло гендиректора фирмы. В июле Федеральная Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) США обвинила космический стартап Momentus Space и самого Кокорича в введение инвесторов в заблуждение относительно имеющихся у нее технологий, а также неверного информирования властей США о рисках для американской национальной безопасности.

Помимо производства малых спутников, перспективным для частного бизнеса в России оказалось создание ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса с малой грузоподъемностью, которые как раз могут использоваться для вывода на орбиту небольших спутников. В стране есть несколько таких фирм, однако пока разработанные ими ракеты коммерческих пусков не производили.

Например, компания “Лин индастриал” создала несколько проектов ракет-носителей такого класса с малой грузоподъемностью (“Таймыр” и “Сибирь”), а также провела огневые испытания жидкостного ракетного двигателя и протестировала систему управления в реальном полете. Фирма намерена не только создавать ракеты-носители, но и самостоятельно запускать с их помощью в космос микро- и наноспутники сторонних заказчиков заказчиков. Первый пуск “Таймыра” запланирован на 2023 год, стоимость одного пуска пуска - 2,5 млн долларов.

Выводом небольших спутников в космос намерена заниматься также компания Success rockets. По словам ее основателя Олега Мансурова, стартап нашел трех частных инвесторов, готовых спонсировать создание сверхлегкой ракеты-носителя для вывода на орбиту малых аппаратов. Первые коммерческие пуски планируется провести в 2024 году.

Космический туризм

Космический туризм в России с 2014 года пыталась развивать компания “Космокурс” из Нижнего Новгорода. Планировалось, что компания будет проводить до 115 пусков в год и отправлять в космос до 700 человек, в том числе иностранцев. Стоимость билета оценивалась примерно в 200-250 тысяч долларов. Однако весной этого года компания сообщила о закрытии: владельцы не смогли согласовать с местными властями требования к проекту космодрома и получить от Минобороны необходимую нормативную документацию для проектирования суборбитальной туристической ракеты.

Впрочем, государство и надзорные органы в неудаче проекта бывший основатель компании Павел Пушкин не винит. “Стартапы создаются и стартапы закрываются и с этим ничего не поделать, такова жизнь. То, что мы так долго пытались и старались, это добрая воля инвестора, которому я очень благодарен. Изначально проект был рассчитан на пару лет, в течении которых мы должны были понять «взлетит» проект или нет и чего для этого потребуется”, - рассказал о в колонке для профильного издания, добавив, что за 6,5 лет существования стартапа было решено очень технических сложностей, но вопрос дальнейшего финансирования оказался ключевым.

Имя инвестора официально не раскрывалось, однако некоторые СМИ писали, что речь идет об одном из владельцев Уральской горно-металлургической компании (УГМК) Искандере Махмудове.

Роль государства на земле и в небе

«Роскосмос» неоднократно заявлял о необходимости поддержки частных космических компаний в России. Для этого, в частности, было изменено положение о лицензировании космической деятельности, согласно которому больше не требуется закрепления за владельцем лицензии военного представительства Минобороны России. “Это позволит снизить административные барьеры при получении лицензии на осуществление космической деятельности”, - подчеркнули в Роскосмосе.

В мае этого года «Роскосмос» и фонд «Сколково» открыли акселератор цифровых и информационных технологий для привлечения команд к сотрудничеству. Впрочем, речь здесь скорее идет о поиске команд для реализации стратегии цифровой трансформации самого “Роскосмоса”. “В ходе акселерационной программы Роскосмос предложит „стартапам“ доступ к тестовым полигонам с реальными или максимально приближенными к реальным данным, пилотирование проектов в отраслевых организациях, а также экспертную поддержку на всем жизненном цикле», - сказал директор Департамента цифрового развития Госкорпорации «Роскосмос» Константин Шадрин.

Многие из более-менее успешных российских космических стартапов («Спутникс», Dauria Aerospace, “Лин индастриал”, “Космокурс”) были участниками “Сколково” и получали на свои разработки гранты. Это позволило им пройти начальную фазу, но на серьезный уровень большинство из них не вышло, так как не смогло найти реальных клиентов и инвесторов, готовых вкладывать в развитие долго и много.

Основатель Dauria Aerospace Михаил Кокорич среди основных проблем частных космических компаний в России называл отсутствие понятного рынка сбыта. “Не хватает экосистемы компаний, использующих космические данные для промышленности, сельского хозяйства, городских приложений, которые, скорее всего, могут появиться как результат целенаправленных усилий со стороны институтов развития. Не хватает якорного рынка, который есть у американских игроков, – государства как крупного покупателя космических данных у частного бизнеса”, - сказал он. 

Среди других причин - нехватка венчурного капитала, серьезные административные барьеры и отсутствие опыта успешно реализованных проектов. По его мнению, государству необходимо определиться, какие задачи могут быть переданы частному бизнесу.

“Вероятно, что в силу традиций и капиталоемкости тяжелые направления, вроде ракет-носителей, государство не станет отдавать частникам. А вот гражданская космическая съемка, задачи космической связи, решаемые малыми аппаратами, вполне могут быть переданы частному бизнесу”, - считает он.

Представители “Роскосмоса”, в свою очередь, считают своей первостепенной задачей как регулятора в сфере космической деятельности снижение административных барьеров для выхода на этот рынок частным компаниям. 

“Это означает разработку открытой нормативно-технической базы для создания частными фирмами ракетно-космической техники и ее сертификации на этапах изготовления, испытаний и эксплуатации, нормативно-правовой базы для сооружения частных космодромов или использования компаниями уже имеющихся. Следует также определить взаимоотношения между Госкорпорацией и частными компаниями, позволяющие им использовать результаты интеллектуальной деятельности, ранее созданные в контуре Госкорпорации”, - рассказала заместитель директора Департамента перспективных программ и проекта «Сфера» Роскосмоса Оксана Вольф.

Для такой высокотехнологичной отрасли как космонавтика актуально утверждение, что первый предложивший рынку новое удачное решение окажется его главным и, скорее всего, единственным бенефициаром - ведь на повторение технологии у конкурентов уйдут годы и огромные средства. Поэтому есть вероятность, что даже если государство в самое ближайшее время начнет предпринимать серьезные шаги для развития частных компаний (предпосылок для чего, впрочем, не видно), то их продукт в итоге окажется мало востребован на международном рынке - ведь сейчас там уже наметилась серьезная конкуренция.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров