ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
ЦБ поднимает ключевую ставку

ЦБ поднимает ключевую ставку

На сегодняшнем заседании Центральный банк принял решение поднять ключевую ставку на один процентный пункт до 9,5%.

Этого ждали все, поэтому особого потрясения на рынках не произошло. В условиях безудержной инфляции и волатильного рубля у ЦБ просто не было другого выхода.

В США ситуация аналогичная. Там только что опубликованы данные по январской инфляции – 7,5% в годовом выражении. Это рекорд с февраля 1982 года. И большинство аналитиков теперь уверены, что на мартовском заседании ФРС впервые с 2000 года поднимет ставку, причем сразу на 0,5%.

В Европе на днях глава Бундесбанка Йоахим Нагель заявил: «Если картина (инфляции) останется неизменной в марте, я буду за нормализацию денежно-кредитной политики. Затем процентные ставки могут быть повышены до конца этого года». И он не одинок в такой оценке.

В России январская инфляция достигла почти 8,8%. Всегда оптимистичный Минэк на днях повысил официальный целевой прогноз с 4% до 5,9%, а Совет директоров ЦБ сегодня – до 5-6%. Чтобы остановить падение рубля, Центробанк 24 января остановил закупки валюты на внутреннем рынке. Но вечно так продолжаться не может. И чтобы начать приобретение валюты в резервы и не допустить при этом возобновление падения рубля, ЦБ через рост ставки повышает его привлекательность.

Если ситуация не выправится (а она не выправится), в марте следует ожидать нового повышения ставки, как минимум, до 10%. И лишь в конце года – первом квартале 2023 года можно рассчитывать на ее постепенное снижение. Так что, как минимум, год мы будем жить с высокой ставкой.

Повышая ставку, регулятор дает сигнал участникам рынка: деньги стали дорогими. Потребитель в результате неохотней расстается со своими средствами, реже пользуется кредитом, а продавец в условиях падения спроса не повышает цены, а то и снижает. В результате инфляция замедляется.

Это чисто фискальное мероприятие. ЦБ часто упрекают, что своей политикой дорогих денег он душит реальное производство и уничтожает реальные доходы населения. У сторонников этого подхода нет сомнений, что на Неглинной угнездились ярые русофобы. Споры идут, в основном, вокруг того, чей агент Эльвира Набиуллина: госдепа, Сороса или всей мировой закулисы сразу?

Но если мы посмотрим законодательство, то увидим, что ЦБ не занимается вопросами экономики. В соответствии со статьей 3 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» целями деятельности Банка России являются:

- защита и обеспечение устойчивости рубля;
- развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
- обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
- развитие финансового рынка Российской Федерации;
- обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации.

Развитие экономики, подъем реального сектора, рост благосостояния и т.д. – это огромный комплекс взаимоувязанных процессов, в котором Центробапнк играет важную, но все-таки техническую роль. Он не формирует экономическую политику, а только следует за событиями.

Сама по себе ключевая ставка, как ни странно, в российских условиях особого значения для производства не играет. До начала цикла ее роста весной прошлого года она долгое время находилась на сверхнизких уровнях – 4,5%-7%. Особого экономического подъема это не вызывало. Ставка и сегодня с учетом инфляции очень низка. Арифметика несложная: 9,5% минус 8,8% инфляции = 0,7%.

Объективности ради, приведем точку зрения академиков РАН, которые в недавнем отчете «Квартальный прогноз экономики. Выпуск № 53» указывали, что путем снижения ставки можно привлечь в реальную экономику новые инвестиции. Это должно привести к подъему производства, увеличению предложения товаров, усилению конкуренции и снижению цен.

А вот те, кто работают «на земле», придерживаются другого мнения.

Эксперты ВШЭ регулярно проводят замеры экономических настроений среди бизнесменов и руководителей предприятий. В последнем квартале 2021 года они зафиксировали увеличение числа тех, кто основной причиной экономической стагнации называет неопределённость.

Дороговизна кредитов, коронавирусные ограничения, коррупция, давление силовиков и налоговое бремя тоже никуда не делись, но сильно отстают в рейтинге реальных проблем от нестабильности. Эта проблема беспокоит 60% опрошенных.

И она вне компетенции Центробанка, который политикой не занимается.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров