
В июле 2021 года в информационное поле России вошло выражение «борщевой набор». Речь идет, разумеется, о тех овощах, которые составляют содержимое самого популярного в славянском мире жидкого блюда - капуста, лук, картофель, свекла и морковь. Проблема состоит в том, что цены на все эти овощи начала 2021 года резко поднялись почти во всех регионах России. По данным Росстата, эти цены выросли уже на 4,6%. Сюда же можно бы добавить и еще два популярных в Отечестве овощных продукта, которые не используются в борще, но которых также не обошло повышение цен, – помидоры и огурцы.
Проблема оказалась настолько острой для жителей России, что вопрос о «борщевом наборе» был задан президенту В.В. Путину во время его Прямой линии с гражданами 30 июня 2021 года. Одна из собеседниц президента в своем видеообращении задала вопрос, почему бананы из Эквадора стоят дешевле, чем морковь из соседней области. Президент попытался объяснить ситуацию, с одной стороны, общемировой конъюнктурой цен на продовольствие, обусловленной пандемией, а, с другой, нехваткой овощей и фруктов в России, что требует их импорта из более теплых стран.
Вопрос, тем не менее, был принят на заметку руководством страны, что спустя примерно полмесяца отразилось в неожиданной инициативе партии «Единая Россия», озвученной одним из ее высших лиц на заседании партийного руководства и представителей исполнительной власти.
«Единая Россия» требует «нового курса»
19 июля 2021 года на площадке «Единой России» состоялось заседание с участием Правительства РФ и глав регионов, где первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак пообещал, что уже в течение двух недель цены на овощи, входящие в «борщевой набор», в торговых сетях должны снизиться.
«За эти выходные мы провели системный мониторинг во всех регионах, регионы дали свои предложения по стабилизации ситуации и снижению цен. Хочу подчеркнуть, что задача — именно снижение. Именно это наша с вами конечная цель», — отметил Андрей Турчак. Он также предложил правительству РФ «рекомендовать торговым сетям срочно подписать соглашения с отраслевыми союзами и ассоциациями сельхозпроизводителей под контролем соответствующих министерств о снижении торговых наценок на социально значимые продовольственные товары. Прежде всего, на овощную продукцию». Турчак предложил наделить региональные власти правом контроля за исполнением этих соглашений на местах. Для реализации этой инициативы было предложено создать рабочую группу во главе с вице-спикером ГД РФ Алексеем Гордеевым. Аналогичные рабочие группы должны были быть созданы на местах.
Турчак сообщил, что предполагается осуществить целый комплекс мер, причем в два этапа. Первый этап – текущее снижение цен. Второй – специальный комплекс мер, который не позволит повториться данной проблеме в будущем. Главный компонент первого этапа – это своего рода картельное соглашение ретейлеровских сетей по снижению наценок на соответствующий ассортимент продуктов питания, который бы проводился по инициативе исполнительной власти, но под контролем правящей партии. По существу, речь идет о чем-то подобном рузвельтовскому «Новому курсу», важнейшим мероприятием которого тоже было соглашение между предпринимателями и администрацией при участии профсоюзов о допустимом уровне зарплат и цен. Здесь, конечно, масштабы меньшие, но принцип один – причем «Единая Россия» в этой истории фактически выполняет роль защитника трудящихся, при этом являясь партией, в которую входит значительное число членов исполнительной власти как в центре, так и на местах.
С экономической точки зрения, в этой инициативе нет ничего нереального. Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем Петр Кирьян, изучив предложения «Единой России» по сдерживанию роста цен на продукты, назвав их эффективными. В беседе с «Известиями» он подчеркнул, что меры по борьбе опираются на механизм, который уже применялся недавно в отношении снижения цен на сахар и подсолнечное масло. «Когда происходили пиковые скачки цен на сырье, у нас между представителями торговых сетей и объедениями крупных поставщиков заключали соглашения. В них фактически фиксировался предельный уровень цен», — сообщил Петр Кирьян, выразив надежду, что предложение о снижении цен будет дополнено разработкой механизма по поддержке производителей, также страдающих от роста цен на упаковку, перевозку, услуг ЖКХ.
Президент Фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в ответе на вопрос корреспондента «Газеты.ru» отметил положительное влияние прозвучавших инициатив, как для потребителей, так и для сельхозпроизводителей, торговых сетей. Он положительно оценил то, что предложения не игнорируют природу ценообразования как регулятора спроса и предложения и не основаны лишь на обвинениях продавцов. «Несмотря на то, что критики иронизируют по поводу термина «борщевой набор», это интересный эксперимент, создающей большее ощущение конкретики — и при этом позволяющий не мельчить с темами вроде цен на морковь».
Тест на политическую состоятельность
Мало кто сомневается в том, что инициатива Турчака непосредственно связана с ходом думской избирательной кампании, в целом не слишком наполненной шумными событиями. Причина этого состоит, конечно, в том, что внимание всех жителей страны приковано к ходу борьбы с пандемией коронавируса и, в частности, к процессу вакцинации населения, по поводу которой сегодня идут в обществе основные дебаты.
Роль партий в целом в этой истории не слишком значительна, поскольку политическим силам сложно сформулировать какой-то внятный мессидж, который бы не шел вразрез с интересами населения в плане преодоления эпидемии. «Единая Россия», похоже, нашла для себя некоторую нишу, в которой она могла бы доказать избирателю, что способна отстаивать его интересы. Важно и то, что этой инициативой тестируется влияние партии на исполнительную власть. Теоретически определенная степень этого влияния гарантирована поправки в Конституцию, принятыми в прошлом году. Но реально те из этих поправок, которые касались контроля победивших партий над составом правительства, были до сих не наполнены какими-то реальными инициативами или же политическими сюжетами.
Так что инициатива Андрея Турчака по необходимости заполняет этот странный вакуум: думская кампания формально уже началась, но мы не слышим имен потенциальных кандидатов на те или иные позиции в кабинете министров, тогда как каждая из таких фамилий могла бы служить для любой партии своего рода электоральным лозунгом.
Инициатива «Единой России» в этом смысле – некоторый индикатор ее политической состоятельности, ее способности оказывать влияние на работу исполнительной власти как в федеральном правительстве, так и в правительствах субъектов Федерации. Во всяком случае реальные итоги давления ЕР люди смогут оценить, иронически говоря, на собственной кухне, приступая к изготовлению того кушания, цены на ингредиенты которого вдруг оказались им не столь доступны.