ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Что показал рейтинг социальной активности промышленников России

Что показал рейтинг социальной активности промышленников России

фото: instratcom.ru

Рейтинг российских компаний-промышленников, наиболее активных и результативных в плане социальной деятельности в России, составил Институт Стратегических Коммуникаций и Социальных Проектов (Инстратком). В ТОПе оказались корпорации "Газпром", "Алроса", "Норильский никель", "Роснефть", "Русгидро", "Транснефть" и "Татнефть", став лидерами исследования по коэффициенту эффективности.

Критерии оценки

В полный рейтинговый список, составленный Инстратком, вошло 50 коммерческих компаний, активно вовлечённых в общественную деятельность за последние 3 года по мнению российских граждан. Главным критерием стал цикл "инициатива - исполнение - результат", а это значит, что чем выше в списке находится корпорация, тем активнее она инициирует социально-общественные проекты, реализует инициативы, доводя их до успеха.

Проекты, осуществляемые промышленными компаниями, оценивались в сфере образовательных и научных программ, благотворительности, дополнительной социальной поддержки сотрудников, работы над расширением инфраструктуры филиалов. Так или иначе, общественная инициатива автоматически сигнализирует о социальной ориентированности организации, однако, важно было оценить не просто активность, а пользу проектов для общества.

Результат социальной работы ПАО отслеживался по двум направлениям: коэффициент активности соцпроектов до пандемии и после. При составлении рейтинга Инстратком учитывал показатель трат компаний на общественные проекты, показатель того, сколько ресурсов компания готова выделить из своей прибыли для поддержки граждан, а также показатель наиболее яркого отклика о компании со стороны средств массовой информации. В ходе анализа были тщательно изучены не только мнения россиян, но и цифры, а именно бухгалтерские отчёты, опубликованные самими ПАО.

Лидеры рейтинга по показателям

ТОП-3 компаний, лидирующих по коэффициенту абсолютных трат на социальную деятельность до пандемии с 2018 по 2020 год:

1. ПАО "Газпром" (5 баллов по коэффициенту);

2. ПАО ГМК "Норильский никель", ПАО "Транснефть" (4,5 баллов);

3. ПАО НК "Роснефть" (4,4 балла).

ТОП-3 компаний, лидирующих по соотношению трат на социально-общественную деятельность к прибыли компании:

1. ПАО "Газпром", ПАО "Транснефть", ПАО "Татнефть", ПАО НК "Русснефть", ПАО АК "Алроса", ПАО "Вымпелком", ПАО "Нижнекамскнефтехим", ПАО АНК "Башнефть", ПАО "Россети Московский регион", ПАО "ЧМК", ПАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", ПАО "ГТЛК", ПАО "Мостотрест" (5 баллов по коэффициенту);

2. ПАО "Русгидро" (4,8 баллов);

3. ПАО "МОЭК" (4,4 балла).

ТОП-3 компаний-лидеров с наиболее эффективными общественными проектами:

1. ПАО "Газпром", ПАО НК "Роснефть", ПАО ГМК "Норильский никель" (5 баллов по коэффициенту);

2. ПАО "Фортум", ПАО "Газпром нефть" (4,5 баллов);

3. ПАО "Транснефть", ПАО "Русгидро", ПАО "Транснефть", ПАО НК "Русснефть", ПАО АК "Алроса", ПАО "Вымпелком", ПАО "ММК", ПАО "ТМК", ПАО "Лукойл", ПАО "Северсталь", ПАО "Сибурхолдинг", ПАО "Новатэк" (4 балла).

Рейтинг по оценке эффективности социальных проектов после пандемии показал возросшую активность уже указанных в ТОП-3 компаний, сумевших оперативно отреагировать на возникшую ситуацию и адаптировать под неё свои проекты.

Направление социальных инвестиций

Наиболее распространены среди указанных в рейтинге промышленных компаний социальные инвестиции, направленные на сферу здравоохранения, образования, обеспечения граждан жильём. Промышленники активно вкладывают ресурсы в развитие тех регионов, где они базируются, и такие вклады обозначены как корпоративная социальная ответственность (КСО). Направление социальных инвестиций формируют, как правило, муниципальные и региональные власти, действующие от лица государства и имеющие партнёрские отношения с промышленными предприятиями. Благодаря взаимовыгодной синергии власти, направляющей бизнес в нужную сторону и создающей благоприятные для него условия, и бизнесу с его социальной поддержкой населения, улучшается качество жизни в регионах.

Комментируя рейтинг Инстраткома для PublicO, эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал о региональной деятельности «Норильского никеля», вошедшего в тройку лидеров: «"Норникель" фактически содержит Норильск, Дудинку и часть региона своего присутствия. Это и есть социальные траты. "Норникель" пытается поддерживать высокий уровень жизни в регионе, иначе оттуда уедут люди и работать будет некому, ведь экологическая ситуация далеко не лучшая и людей нужно как-то удерживать. Много внимания «Норильский никель» уделяет детским программам. Если родители будут думать, что там, в Норильске и прочих поселках, нет будущего и их ребенок не сможет развиваться, то они уедут, даже если их зарплата останется высокой. Поэтому "Норникель" спонсирует проекты для детей и подростков: привозит в регион интересных людей, которые там организуют кружки, выставки, мастер-классы и т.д. "Норникель" спонсируют реновацию Норильска, перестраивают дома, создают инфраструктуру. И все это действительно важные инициативы».

Старший вице-президент «Норникеля» Лариса Зелькова в комментарии для коммуникационной платформы PublicO подчеркнула: «"Норникель" работает в моногородах, где жизнь большинства людей напрямую зависит от наших предприятий. Для компании это - большая ответственность, и поэтому мы не только реализуем собственные социальные программы, но и активно поддерживаем государственные инициативы по формированию здоровой и комфортной городской среды. За последний год значимость таких программ серьезно возросла, т.к. они оказали существенную помощь в борьбе с пандемией. "Норникель" продолжит реализацию планов как по обеспечению людей достойными условиями для работы и жизни, так и формированию высоких социальных стандартов в наших регионах и в России в целом».

До и после пандемии

Оценка эффективности социальных проектов промышленных компаний до и после пандемии коронавируса заслуживает пристального внимания, поскольку наглядно и на конкретном примере показывает социальные изменения и актуальные тренды.

Так, до пандемии основными направлениями КСО были культурное развитие территорий, создание продвинутых инфраструктур, спорт, благотворительность, молодёжная поддержка, организация массовых мероприятий и акций социального и культурного характера. 

Во время пандемии промышленные компании в скоростном режиме должны были адаптироваться под реалии в рамках социума. Рейтинг наглядно показывает, каким предприятиям удалось это сделать быстрее и с наименьшими потерями. Лидеры в данной области сумели вовремя перестроить стратегию общественной деятельности и отрегулировать сферы её направленности. Грамотной тенденцией в период пандемии стал совместный с властями акцент промышленников на развитие волонтёрства, ставка на поддержку медицины, организация материальной поддержки гражданам наряду с закупкой лекарств, средств защиты и дезинфекции, специального медицинского оборудования. Нефтедобывающие компании предоставляли бесплатное топливо для машин скорой помощи и врачей.    

Реакция и тенденции

Некоторые представители производственных компаний, вошедших в рейтинг Института стратегических коммуникаций и социальных проектов, отреагировали на своё присутствие в нём.

Компания "Алроса" всегда была социально активным предприятием Якутии, постоянно поддерживающим в первую очередь сохранение биоразнообразия и развитие природных заповедников региона. "Мы видим нашу задачу – сделать Якутию лучше, используя те возможности, которые у нас есть, и те богатства недр, что нам даны. Поэтому мы создаем рабочие места, гарантируем своим рабочим достойную зарплату и социальный пакет, помогаем строить школы, больницы и спортивные комплексы, исправно платим налоги и начисляем высокие дивиденды нашим акционерам, крупнейшим из которых является республика. Все эти усилия, сведенные воедино, позволяют создавать в регионе комфортную среду, делать жизнь людей лучше и светлее, даже когда на улице темно", — отметил Сергей Иванов, президент компании "Алроса".

Как передаёт управление информации и общественных связей компании "ММК", также вошедшей в рейтинг: «ММК действительно сделал многое для борьбы с распространением коронавируса и помощи жителям Магнитогорска в сложное время начала пандемии. Уже в апреле 2020 года компания по решению председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова выделила более 530 млн рублей, чтобы обеспечить противовирусную защиту на предприятиях Группы ММК, оказать поддержку городу и его наиболее уязвимым жителям», - сообщает пресс-служба компании. «Мы понимаем и принимаем ответственность за сохранение здоровья наших сотрудников и жителей регионов присутствия компаний Группы», – отметил председатель совета директоров «ММК» Виктор Рашников.

Общий анализ рейтинга выявляет очевидную тенденцию: не только государственные корпорации могут позволить себе возможность успешного социального сотрудничества с государством. Частные компании заинтересованы в подобном сотрудничестве не менее чем государственные.
Текст: Елена Островская

Голосование
Дебаты
Новости партнеров