ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Дефляция – эмблема пессимизма

Дефляция – эмблема пессимизма

Невиданный зверь на наших просторах – дефляция - уже шестую неделю резвится в России. Экономические ведомства фиксируют падение цен по широкому спектру товаров, от сахара и водки (!) до подгузников и досок. «На неделе c 11 по 17 июня 2022 года дефляция на потребительском рынке продолжилась (минус 0,12%)», сообщает Минэкономразвития.

Цифры копеечные, но наводят на мысли. С одной стороны, приятно, хотя при походе в магазин как-то не ощущаешь этого снижения. А с другой стороны, для экономики дефляция чревата спадом потребления и инвестиционной активности. Зачем покупать сегодня, если завтра цены упадут? Зачем вкладываться в производство, если цены на твой товар упадут и деньги свои не вернешь?
Директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при Правительстве РФ Алексей Зубец так объяснил нам происходящее:

- Во-первых, причиной дефляции стал инфляционный скачок в марте-апреле, когда ретейлеры из опасений роста курса доллара до 200 руб стали закладывать в текущие цены эти оценки. Сейчас мы наблюдаем откат, так как торговля приводит цены в соответствие со платежеспособным спросом. Во-вторых, свой вклад вносят сезонные овощи-фрукты. Правительство открыло рынок для всех стран, поэтому на него хлынул поток продукции, например, из Турции, а также из Херсонской области, где все как раз уже созрело. Это в определенном смысле благо для потребителей, особенно для бюджетников, зарплаты которых правительство не поднимает. В целом же, падение доходов населения составляет около 10%. Нынешняя дефляция для многих — это остановка на пути в бедность. Но передышка будет недолгой. Если сравнивать с июнем прошлого года, то инфляция у нас очень большая, около 16%. Уже осенью - в начале зимы предполагаю очередной виток роста цен. Причиной может стать снижение цен на экспортные товары России, которые сейчас поддерживаются в том числе и политическими рисками, связанными с СВО.

Потребительский спрос у нас крайне низок из-за высоких кредитных ставок, поэтому многие аналитики ожидают дальнейшего снижения ключевой ставки Центробанка на заседании в июле. А может и раньше.

Многие страны проходили уроки дефляции. В США во времена Великой депрессии 30-х годов цены рухнули на треть, что не позволяло экономике возродиться очень долго, пока правительство не запустило печатный станок и не восстановило таким нехитрым способом потребление. Обесцениванию доллара помешала лишь Вторая мировая война, когда на фоне валют воюющих держав он стал выглядеть настоящим финансовым гранитом.

В сегодняшней России на снижение потребительского спроса накладывается падение потребительской уверенности. «Коммерсант» приводит данные Росстата, согласно которым во втором квартале 2022 года индекс потребительской уверенности снизился до минус 31%, потеряв за квартал 10 процентных пунктов. Больше всего пессимистов в отношении краткосрочных перспектив личных доходов среди молодежи 16–29 лет — их число выросло с 17% до 32% за квартал. Эта же возрастная группа респондентов впервые с 2014 года стала пессимистичнее других оценивать ближайшие перспективы и экономики в целом, хотя традиционно молодежь заметно оптимистичнее других возрастных категорий.

С молодежью солидарен директор Банковского института ВШЭ Василий Солодков:

- Публикуемая статистика по дефляции — это средняя температура по больнице, которая ничего не отражает. Например, цены на металлопрокат из-за закрытия основных внешних рынков упали на 40%, а некоторые потребительские цены в связи с логистическим усложнением импортных поставок выросли. При этом реальные доходы населения падают, уровень рождаемости – на уровне 1943-1944 годов. У нас рубль утратил свою конвертируемость, прекратили существование целые отрасли мирового уровня, например, автопром, а продажи новых автомобилей катастрофически рухнули. Дефляция – это отсутствие инвестиций, потому что только идиот будет вкладываться в экономику, в которой цены падают. Но у нас и так на десятилетия вперед внешних инвестиций не будет. Так что дефляция, хоть и неприятная вещь, но далеко не самая главная из наших проблем.


Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров