ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
ГКЧП. "Контрольная пуля", убившая Советский Союз

ГКЧП. "Контрольная пуля", убившая Советский Союз

Ровно 30 лет назад, ранним утром 19 августа 1991 года внимание большинства людей было приковано к телевизионным новостям и радиорепортажам. Именно тогда, в шесть утра по московскому времени, программа теле- и радиопередач началась с экстренного сообщения - Михаил Горбачёв по состоянию здоровья освобожден от обязанностей президент СССР. Вся власть переходит к вице-президенту и сформированному накануне Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП).

Дискуссии вокруг попытки августовского переворота продолжаются до сих пор, а эксперты разделились на два лагеря. Одни считают, что путч всего лишь попытка перехвата власти, другие убеждены - ГКЧП был намерен спасти СССР.

Краткая ретроспектива событий

В ночь с 18 на 19 августа 1991 года формальное руководство страной по праву конституции перешло в руки вице-президента СССР Геннадия Янаева. Янаев также взял на себя роль официального лидера ГКЧП, однако, по словам большинства аналитиков, вице-президент ничего в свете роковых событий не решал, все сценарии и стратегия ГКЧП были продуманы "серыми кардиналами".

Как напоминает ТАСС, в состав ГКЧП вошли министр обороны Советского Союза, руководители всех подразделений спецслужб, глава МВД. СМИ повторяли одно и то же: над Родиной нависла смертельная опасность, а реформы Горбачёва, направленные на демократизацию страны, зашли в тупик. Ранним утром 19 августа улицы Москвы заполнили более трёхсот танков, свыше четырёхсот бронетранспортёров и бессчётное количество людей в военной форме. "Живой стеной", защищавшей Белый дом от штурма, стало большое количество противников государственного переворота - до ста тысяч человек. Нерешительные действия Янаева, спешно взявшего на себя ответственность за руководство страной, вызвали раскол в рядах спецслужб.

"В ГКЧП не было лидера. Не было авторитетного человека, чье мнение становилось бы мотором и сигналом к действию…", - выскажется позднее о тех событиях президент России Борис Ельцин.

В ходе стремительных событий августа 1991 года покончили с собой министр внутренних дел Борис Пуго и его жена, в результате давки под колёсами бронетранспортёров погибло трое участников демонстрации.

Контрольная пуля для СССР

После провала "августовского путча" республики и без того рыхлого на тот момент Советского Союза быстро стали выходить из его состава. Таким образом, отчаянная попытка ГКЧП-истов спасти СССР стала "контрольным выстрелом", разрушившим его до основания. Можно сказать, что события августа 1991 года ускорили развал страны, что само по себе стало интересным для историков и политологов парадоксом.

В одной из своих аналитических статей историк Борис Соколов дал ответ на вопрос, почему действия ГКЧП и сам путч были обречены на поражение.

"...в 1991 году на политическую подготовку переворота не было ни времени, ни возможностей, а на военную банально не хватало времени. В тот момент уже было ясно, что введение чрезвычайного положения и восстановление союзного контроля над республиками в ряде случае не обойдется без большого кровопролития. Точно так же, трудно было восстановить контроль над Москвой, Ленинградом и Свердловском без широкого применения вооруженного насилия. Соответственно, требовалось подобрать такие воинские части и командиров из состава Минобороны, КГБ и МВД, которые, в случае необходимости, стали бы стрелять в своих соотечественников. Трудно сказать, была ли такая задача вообще выполнима в Советском Союзе летом 1991 года, но ее точно нельзя было осуществить за 14 дней. Заговорщики это понимали и проливать кровь не предполагали, по крайней мере, в первое время", - пишет Соколов.

Также Борис Соколов в своей статье констатирует, что "до первой и единственной пресс-конференции ГКЧП Янаеву уже не пришлось спать. Неудивительно, что его трясущиеся руки сказали журналистам и телевизионной аудитории о перспективах провала путча гораздо больше, чем все заявления Янаева и других членов ГКЧП. Если бы Янаев отказался играть отведенную ему роль, заговорщики лишились бы даже видимости легальности своих действий. Отказ же Горбачева легализовать заговор также оставил путчистов без реального лидера. Янаев, который был всего лишь тенью Горбачева, на эту роль явно не годился, как не годились на эту роль по своему положению, волевым и интеллектуальным качествам другие члены ГКЧП, а также Лукьянов и Варенников. Это также предопределило провал путча".

Вчера, накануне "роковой годовщины", спустя тридцатилетие бывший президент Советского Союза предоставил журналистам собственную однозначную оценку последствий трёхдневной власти ГКЧП в стране.

«Организаторы путча, пытаясь оправдаться, утверждали, что ими двигала забота о сохранении страны, но последствия их авантюры оказались катастрофическими. Они несут огромную долю ответственности за развал страны», - заявил Горбачёв.

Также Горбачев сказал, что из-за хаотичных действий путчистов у россиян и представителей других республик сложилось о нём превратное впечатление, что серьёзно "ударило" по репутации экс-президента, которого общественное мнение считает главным виновником развала СССР.

Мнения о ГКЧП сегодня

В канун годовщины попытки госпереворота, спровоцировавшего развал Советского Союза, в рамках беседы с журналистами "Известий" высказался Александр Коржаков, начальник охраны первого российского президента Бориса Ельцина. Он заявил о том, что Михаил Горбачёв, скорее всего, знал о планах ГКЧП.

«После Крыма он должен был въехать в Москву на белом коне. И связь ему на даче в Форосе никто не отключал», — отметил в ходе интервью Коржаков. Он добавил, что к Горбачёву относится положительно, поскольку "если бы он не начал перестройку и перемены, мы бы загнулись".

Валентин Степанков, бывший генеральный прокурор Российской Федерации, расследовавший действия ГКЧП, раскрыл "Газете.ру" множество ранее неизвестных общественности деталей "августовского путча".

"Когда мы расследовали дело о ГКЧП, то поняли, что одну из активных ролей в нем играл Александр Тизяков, президент Ассоциации госпредприятий и объединений промышленности, строительства, транспорта и связи СССР. Это человек крайне реакционных взглядов. Мы у него изъяли наработки указов. которые он разрабатывал еще задолго до ГКЧП. А уже после объявления о нем Тизяков пытался обсуждать их с другими ГКЧПистами" - рассказал Степанков.

Бывший генпрокурор России также подытожил: "Люди тогда были готовы отстаивать и свою свободу, и те демократические принципы, которые стали зарождаться в 1990-х. Именно их активная позиция сначала отрезвила голову военных, «альфовцев» и других, которые открыто заявили о несогласии участвовать в пагубных и преступных действиях. Путч сорвался, желание членов ГКЧП навести силовыми методами порядок в обществе не было поддержано".

В своей статье для издания "Росбалт" политобозреватель Сергей Шелин рассуждает о том, что многие из тех, кто тогда закрыл собой новые российские учреждения и реально рисковал жизнью, вскоре вообразили, что их обманули, и сами начали отрекаться от тогдашних своих гражданственности и храбрости. Особенно этими сожалениями увлекались в 1990-е, но и сейчас можно встретить ветерана, готового покаяться за свои августовские ошибки. Также аналитик Росбалта подчёркивает - сограждане знают или догадываются, что нынешний наш режим по своим установкам, ценностям и скрепам является духовным наследником гэкачепистов, а вовсе не тех, кто их когда-то победил, то есть победа была иллюзорная.

Наиболее нейтральное мнение о ГКЧП, без тени осуждения, появилось 18 августа в блоге известного телевизионного критика Александра Мельмана, на сайте Эхо Москвы (авторский стиль в цитате приводится целиком, без изменений).

"По большому счёту (и по нынешним раскладам) сейчас нужно давать ГКЧП в позитиве: вот, мол, хотели как лучше… Они, патриоты, выступили на последнем дыхании, дабы только сохранить Родину в целости и сохранности, не дать развалить окончательно могучий Советский Союз. Хотя какой уж там могучий, трещал тогда по всем швам", - пишет Мельман.

"На самом деле ГКЧП (или его идеи) победили сегодня, они рулят. Главная наша идеология с обязательным поворотом головы назад: у нас была великая эпоха. Ныне во главе страны консерваторы, традиционалисты, декламирующие исключительно советские ценности. Подразумевается: вот, если бы они возглавили тогда государственный переворот — не промахнулись бы, довели до конца. А те, с трясущимися руками, нет, не орлы были" - подчёркивает телекритик.

Между тем, согласно данным ВЦИОМа, опубликованным газетой "Взгляд", "причиной провала ГКЧП россияне считают отсутствие народной поддержки (20%), спонтанность действий (12%), отсутствие достаточного количества сил (5%), трусость (4%), неразбериху (3%), отсутствие поддержки армии и силовых структур (3%). По мнению россиян, победа ГКЧП не привела бы ни к чему хорошему (10%), помогла бы сохранить СССР (8%), сделала бы жизнь россиян лучше (7%), не изменила бы ничего (6%)".

Новости партнеров