ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Импорт: замещение или независимость?

Импорт: замещение или независимость?

Необходимость резко усилить работу правительства по импортозамещению – этим, среди прочего, объясняют причину карьерного прыжка главы Минпромторга Дениса Мантурова до должности вице-премьера. Санкции – это надолго, если не навсегда, а работа по их преодолению идет явно недостаточно интенсивно. Надо, как говорил один непопулярный сейчас персонаж, ускоряться.

          Пусть нас догоняют

          - Мы могли это делать еще 7 лет назад! – удивлялся Дмитрий Мартемьянов из российской 3D компании, выступая на проходившей в Москве в середине июля Российской креативной неделе. Рассказывал он о том, что его компания смогла наладить производство титановых зубных имплантов, которые до недавнего времени закупали в Германии. Остановка поставок и исчерпание складских запасов заставили искать своего производителя. Теперь будем со своими родными имплантами. А ведь еще недавно, говорит Мартемьянов, даже титановый порошок для 3D печати в Германии покупали. Забавно, учитывая, что наша страна – ведущий производитель  этого металла.

          Тема успешного налаживания отечественного производства взамен ушедших западных производителей звучала в выступлениях многих участников. Строители рассказывали, что производители окон смогли локализовать производство на 99%, керамогранит тоже уже почти полностью отечественный. Даже взамен ушедшим лифтовым брендам уже объявились три российских производителя со своими аналогами, в том числе в сфере люксовой продукции. Светлана Зайцева, представитель известного застройщика жилья бизнес-класса, говорила: «Мы не готовы отказываться в своих проектах от высоких технологий – ни от систем распознавания жильцов по лицу, ни от скоростных лифтов. Мы ищем новых производителей и поставщиков, и мы их находим».

          Одна из секций Креативной недели проходила под лозунгом «Импортонезависимость как вызов». Креативщики уверены, что в терминах таится суть. Импортозамещение – это нечто вторичное, догоняющее и даже унизительное для нашей страны. Мы, считают они, должны добиваться импортонезависимости, под которой понимается создание принципиально новых продуктов, новых технологий, достижение новых горизонтов. Пусть за рубежом пытаются нас догнать и заместить наш продукт.

          Амбиции серьезные, и, по крайней мере, в некоторых сферах креатива обоснованные. Так, в сфере промышленного дизайна российские специалисты давно уже в числе мировых лидеров. Поверить в это трудно, так как работают они в основном за рубежом. К их услугам прибегают такие гранды как BMW, LEXUS, но в России востребованы недостаточно.

          И это проблема.

          Министр экономического развития Иркутской области Наталья Гершун говорит: «Сегодня импортозамещение, завтра – ориентация на экспорт. Надо мыслить категориями экспансии, в мире есть свободные рынки». В своем регионе она организовала «экспортные десанты», отбирающие предприятия, которые могли бы активно выходить на внешний рынок. Уже есть успехи, но проблема в неказистом внешнем виде нашей продукции. Работы для наших промышленных дизайнеров и в Иркутской области, и по всей стране – непочатый край.

          При этом не надо думать, что зарубежные гиганты хлопнули дверью и забыли про Россию. Светлана Зайцева рассказала, что западные производители продукции для строительства сейчас активно создают производство в Турции – специально с ориентацией на наш рынок. По этой же схеме к нам могут вернуться и другие как бы ушедшие мировые бренды. Расслабляться рано. Ослабление конкуренции явление временное.

          Есть идея

          Самый громкий уход последних недель – решение шведской IKEA о сворачивании российского бизнеса. 20 лет ее работы в нашей стране сформировали целый слой потребителей и разработчиков, ориентированных на шведский дизайн, плотную сеть производств, логистики. Своего рода микрокосмос, который сейчас рушится.

          Или нет?

          Ведь сегодня в России 23 тысячи мебельных производств, а шведская компания занимала только 4-5% российского рынка. 80% производившейся на ее предприятиях продукции уходило на экспорт.

          Руслан Салихов представлял на Креативной неделе пермский мебельный кластер, в котором производится почти треть российской мебели. Он убежден:

          - Повторять IKEA не надо. Надо идти вперед, с опорой на цифровые сервисы, координацию работы всех мебельных производств в стране. Нам надо ориентироваться на создание российской экосистемы в этой сфере.

          Хочется процитировать еще одного участника дискуссии, который сказал, что сейчас нет никаких барьеров для развития дизайна. Остались только отговорки. Если так, то за будущее этого сектора беспокоиться не надо. Тем более, что и государство не стоит в стороне. В Концепции развития «творческого» бизнеса до 2030 года, утвержденной в прошлом году, ставятся три цели: доведение уровня импортозамещения до положительного сальдо экспорта и импорта, увеличение количества занятых в креативных индустриях с 4,7% в 2020 году до 15% к 2030-м и повышение вклада сектора в ВВП к этому сроку с 2,2% до 6%.

          Первая цель, можно предположить, уже достигнута. А вот вторая и третья вызывают сомнения: не маловато ли будет?

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров