Индия - самая большая демократия в мире – решила вопрос о власти на следующие пять лет. Избрано 543 депутата нижней палаты парламента — Лок сабха. Из почти миллиарда индийцев с правом голоса, проголосовало 642 млн. избирателя – мировой рекорд. Для сравнения – это в 1,5 раза больше, чем вся численность населения 27 стран Евросоюза.
Понятно, что организовать такие выборы, да ещё в адскую жару до 56 гр., было невероятным трудом. Процедура длилась 44 дня. Работники избиркомов в провинциях тысячами падали без сознания, около сотни вообще погибли по ходу кампании. Если бы за достижения в сфере избирательной демократии вручались Нобелевские премии, то избирком Индии стал бы абсолютным фаворитом.
За победу боролись две большие коалиции партий во главе с традиционными оппонентами. «Национальный демократический альянс» во главе с Бхаратия джаната парти нынешнего лидера страны Нарендры Моди получает около 370 мест в нижней палате парламента. Этого с лихвой хватит для формирования правительства. Оппозиционный блок I.N.D.I.A. (Индийский национальный инклюзивный альянс развития) во главе с Индийским национальным конгрессом (лидер Рахул Ганди) вновь удовольствуется ролью оппозиции.
Любопытно, что дискурс предвыборной риторики в Индии (так же, как и на выборах в Турции в 2023 году) схематично повторял то идеологическое размежевание, которое устойчиво воспроизводится и на Западе.
БДП сосредоточилась на задачах дальнейшей активной модернизации страны исходя из национальных интересов. К 2047 году, то есть к столетию независимости, партия «цивилизованных националистов» намерена сделать Индию третьей экономикой мира. Для этого предстоит завершить индустриализацию на новой технологической основе, создать транспортную и энергетическую инфраструктуру, радикально обновить жилую среду.
При этом формат передовой индийской экономики не будет копированием западной модели: успех обеспечит именно последовательный учёт индийской специфики. Одна из важных черт такой специфики – упор на персональное лидерство Нарендры Моди, чью деятельность сейчас одобряют около 80 % жителей страны.
Оппоненты не без оснований (хотя и с натяжками) сравнивают программу Моди с трампизмом в США, а также с идеями турецкого Эрдогана, венгерского Орбана и словацкого Фицо. Объединяет этих столь различных персонажей безусловный приоритет долгосрочных целей национального развития над принудительным участием в «священной борьбе» за глобальное доминирование проамериканской «коалиции демократий». Индийский национальный конгресс потому и проигрывает раз за разом выборы, что безоглядно растратил наследие своих основоположников – Джавахарлала Неру и Индиры Ганди. Сегодня в Конгрессе слишком много заёмного извне и слишком мало национального, что безошибочно чувствуют избиратели.
Нарендра Моди в третий раз станет премьером страны и доведёт свою программу «модернизации с сохранением традиций» до весомого результата. Глобальный Юг одобрительно встретил такой исход. У России, в свою очередь, сохранится возможность продолжить стратегическое сотрудничество с Индией и в двустороннем формате, и в рамках БРИКС.