ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Иранские протесты не приведут к отказу от Исламской Республики
Автор: Геворг Мирзаян, специально для PublicO

Иранские протесты не приведут к отказу от Исламской Республики

Иранские власти пошли на уступки протестующим и закрыли «полицию нравов». Это важное событие. Вот только это отнюдь не означает, что страна будет отказываться от исламских нравов.

В Иране вот уже 2,5 месяца продолжается «идеальный шторм»: в ключевых городах страны идут массовые протесты населения. Начавшиеся из-за нанесения смертельных побоев девушке в отделении т.н. «назидательной полиции» (так называются группы бдительных товарищей, которые ходят по улице и проверяют людей на предмет соблюдения шариатского дресс-кода, после чего отводят в отделение, проводят «назидательные беседы» - иногда с избиениями или чем похуже, – после чего либо отпускают, либо отпускают с выписыванием штрафа), они быстро переросли в протест «против всего».

Против экономики, политики, социальных ограничений, национализма – и в целом против состояния закрученности гаек, которое вот уже много лет поддерживает в Иране нынешний режим аятолл во главе с Верховным Аятоллой (или, как его еще называют, рахбаром – то есть лидером, духовным правителем) Али Хаменеи.

В итоге протест охватил широкие массы населения – от бедноты и среднего класса до представителей элиты (тех же футболистов, которые на чемпионате мира в Катаре отказались петь гимн своей страны).

Некоторые российские эксперты называют проходящие в Иране события «цветной революцией»

Кое-кто на Западе увидел в этих протестах долгожданный шанс на секуляризацию Ирана – то есть на свержение режима Исламской Республики и возвращение к светскому правлению. 

Системе, при которой иранцы могли одеваться и развлекаться, так же, как жители Парижа, Нью-Йорка или Берлина.

Системе, где над всенародно избранным президентом и парламентом не будет стоять Верховный Аятолла, имеющий полное право ветировать любое решение номинального главы государства.

Системе, когда девушек не будут забирать в полицию из-за того, что у нее не так одет хиджаб: ведь она даже не должна будет его носить.

И, казалось бы, иранские власти под давлением общественности вынуждены были сделать шаг в указанном направлении. Генеральный прокурор страны Мохаммад Джафар Монтазери упразднил «назидательную полицию» как «не имеющую ничего общего с судебной системой». Кроме того, по словам Генпрокурора, в ближайшее время может быть пересмотрен и принцип обязательного ношения хиджаба. «Правоведы работают над этим вопросом, и предложения будут представлены в парламент в течение одной-двух недель», - обозначил господин Монтазери. Однако, к сожалению для сторонников секуляризации Ирана, далеко не факт, что власти в итоге пойдут на отмену ношения хиджаба. И уж точно не согласятся на секуляризацию страны. Более того, эту секуляризацию нельзя даже провести через улицу, – нынешние протесты к ней не приведут.

Прежде всего потому, что против секуляризации выступают почти все иранские элиты. Как те, кто находится во власти, так и те, кто вроде как «с народом».

Выступают, естественно, сами консервативные аятоллы, не желающие терять власть и влияние. И здесь речь не только о деньгах. Многие из них искренне верят в то, что Исламская Республика является единственным правильным устройством страны, одним из величайших достижений многотысячелетней иранской цивилизации.

Против выступают и влиятельнейшее генералы из иранской параллельной армии - Корпуса стражей Исламской Революции. Да, генералы хотят несколько подвинуть аятолл от власти, но им не нужна никакая светская демократия. И, опять же, не только потому, что и в руках генералов находится значительная часть экономики страны, в том числе и госкорпорации. А потому, что они знают, где живут.

Иран - это огромная, многонациональная страна, в рамках которой вместе проживают народности с многосотлетней историей, в том числе имевшие свою государственность. Курды, азербайджанцы, белуджи: все так называемые «национальные меньшинства» составляют в целом около половины населения Ирана, а остальную половину составляют сами персы. Все эти народы вместе держит во многом именно наднациональная идея Исламской Республики, – как в свое время народы СССР держала советская идея.

Наконец, против отказа от Исламской Республики выступают так называемые реформаторы, которые либо возглавляют, либо воодушевляют протест. Выступают потому, что многие из них тоже являются аятоллами, просто придерживающимися более мягких позиций относительно общественного уклада. А кроме того они прекрасно понимают, к чему приведут требования секуляризации власти.

Эти требования позволят консерваторам мобилизовать и вывести на улицу огромный сельский электорат – глубоко религиозных людей, которые недовольны экономическим кризисом в стране, но которые при этом не готовы отказаться от концепции Исламской Республики, являющейся в их глазах абсолютной добродетелью. Специфика шиитского иранского общества такова, что духовные лидеры в нём всегда имели не меньше власти, чем светские. 

Да, в Иране есть и те, кто выступает за секуляризацию. Но их в элите абсолютное меньшинство. Более того, за саму принадлежность к этому меньшинству политик может подвергнуться жесточайшему остракизму со всех сторон политического спектра и вне зависимости от его прежних заслуг, - как в своё время произошло с бывшим президентом Махмудом Ахмадинежадом, которого заподозрили в стремлении подвинуть Верховного аятоллу Али Хаменеи от власти.


Таким образом, элиты и население в целом придерживаются консенсуса по поводу того, что режим Исламской Республики является неприкосновенным. И если уж что-то и менять, то не власть, а исполнителей. И с этой точки зрения, в Иране всё чаще и чаще говорят о том, что стране в ближайшее время придётся выбирать нового Верховного лидера (ведь Али Хаменеи уже за 80 и его всё чаще и чаще подводит здоровье).  А, значит, именно вокруг выборов нового рахбара и будет сосредотачиваться как нынешней внутриэлитный конфликт в Иране, так и вся уличная политика.

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров