ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Искусственный интеллект трансформирует рынок труда

Искусственный интеллект трансформирует рынок труда

unsplash.com

Уровень технического прогресса растёт день ото дня, тренды постоянно меняются, а достижения, ещё вчера казавшиеся нам прерогативой будущего, становятся реальностью уже сейчас. В контексте всевозможных научно-технических открытий люди испытывают не только эйфорию от внедрения в повседневную рутину новейших технологий. Многие опасаются конкуренции со стороны искусственного интеллекта, постепенно вытесняющего с рынка труда одну профессию за другой. Должности кассира, продавца, официанта, администратора, курьера, фитнес-тренера и даже водителя перейдут от человека к искусственному интеллекту (ИИ), а значит, в скором времени будут полностью автоматизированы.

По данным исследований ВЦИОМа, сделанных нынешним летом, примерно 50 процентов россиян с воодушевлением воспринимают рост и развитие новейших технологий. Почти 70 процентов молодых людей до 24 лет смотрят в сторону растущего уровня технических новинок с оптимизмом. И практически 80 процентов российских граждан уверены - развитию искусственного интеллекта в стране необходимо содействие государства.

Искусственный интеллект и человеческая мотивация

В рамках Всемирного экономического форума в 2019 году было проведено исследование, с помощью которого выяснилось - уже к 2025 году по всему миру будет утилизировано около 85 млн рабочих мест. При этом, создание 97 млн новых профессий покрывает эту утрату, давая людям мотивацию и возможность осваивать прогрессивные специальности не только в первичных учебных заведениях, но и в центрах повышения квалификации. Вовремя получив востребованную профессию в период интеграции ИИ на рынок труда, человек может быть востребован как профессионал в любом возрасте.

Тем не менее, к настоящему моменту времени в России вырос процент граждан, опасающихся замены их труда технологиями искусственного интеллекта. Пятьдесят процентов россиян, опрошенных в ходе исследований ВЦИОМа, готовы обучаться в сфере ИИ, тогда как 49 процентов такого желания не имеют. Люди боятся потери работы и стабильности.

Экспертов не пугает ситуация, сложившаяся на рынке труда. Руководитель департамента разработки беспилотных средств компании Cognitive Technologies Юрий Минкин уверен - определённые профессии автоматизируются.

- Но, во-первых, давайте вспомним историю - 200 лет назад луддиты громили механизмы, считая, что они лишат их средств к существованию. Тем не менее, всемирная безработица не наступила. Наоборот, уровень жизни с тех пор заметно вырос. Да, кого-то плоды прогресса приводят к личной катастрофе, но если рассуждать в масштабе всей цивилизации, то он, конечно, необходим, — утверждает эксперт. 

Влияние пандемии на автоматизацию труда в России

Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru, выступая на недавнем "Reforum Winning The Hearts: Человек в мире будущего", заявила, что сегодня молодые специалисты наиболее востребованы в сфере продаж, услуг, туризма и консультирования. По словам представителя hh.ru, сейчас работодатели сконцентрировали внимание на поиске водителей-курьеров и продавцов-консультантов.

"В нынешнем году потребность в курьерах выросла на 140%. Аналогичная ситуация была и в прошлом году. А вот пять лет назад ситуация была иная - курьеров среди лидеров не значилось, зато востребованы были официанты и консультанты. Как видите, никакой робототехникой пока не пахнет", - подытожила Святицкая.  

Несмотря на массовое появление во время пандемии бесконтактных автоматизированных касс и падение спроса на работников кассового аппарата, новые электронные агрегаты, обслуживающие большое количество людей на потоке, всё ещё нуждаются в присутствии специалиста. Кассам самообслуживания всё ещё нужны операторы, контролирующие отлаженную работу машин. Это означает, что с одной стороны пандемия коронавируса способствует активной интеграции ИИ в сферу обслуживания, а с другой, автоматизация создаёт новую специальность.

Востребованные профессии завтрашнего дня

Каждый день в мире совершается множество открытий, связанных с ИИ-решениями. Ещё вчера многие из россиян не представляли себе взаимодействие с бесконтактными кассами, а также с программами, заменившими труд бухгалтера, фитнес-тренера и даже композитора. Сегодня фантастические идеи воплотились в реальность, а завтра ситуация вновь изменится, требуя умения людей приспосабливаться к обстоятельствам и осваиваться в нестандартных условиях.

Техническая революция требует модернизации сферы образования, так или иначе, склоняя преподавателей и наставников к разработке грамотных, адекватных ситуации, методик. Так, технический прогресс заставит специалистов пересмотреть, дополнить и обновить уровень полученных знаний.

Эволюция рынка труда за счёт искусственного интеллекта позволит большому количеству специалистов и технического, и гуманитарного направления раскрыть нереализованные ранее способности и возможности. Бояться безработицы не имеет смысла, поскольку работы в новых автоматизированных условиях хватит всех желающим, включая тех, кто не обладает углублёнными техническими знаниями. Обслуживающий персонал бесконтактных касс, контролёр чат-ботов, креативный специалист по созданию сценариев взаимодействия машины с людьми, создатель вариативных решений для нейросети -- найти себя в новой реальности будет несложно.

"Уже существуют системы машинного обучения, позволяющие чат-ботам типа Siri и Alexa реагировать на вопросы людей с глубоким пониманием, состраданием и даже юмором. Это могут быть, к примеру, проблемы, связанные с потерей багажа, покупкой некачественного продукта или неисправностью в работе бытовой техники. Однако эмпатии нужно учить: машина не может сгенерировать её самостоятельно", - отметила в своём аналитическом обзоре для Forbes управляющий директор Accenture Digital в России Лариса Малькова.

Эксперт также перечислила ИИ-профессии, которых пока нет, но которые станут актуальными в ближайшее время:

- Специалисты по эмпатии для чат-ботов типа Siri и Alexa, позволяющие машинам проявлять сострадание, понимание и чувство юмора.

- Специалисты по обучению мировоззрению и локализации для чат-ботов, считывающих локальную специфику региона и общества, в которых они работают.

- Специалисты по интерпретации алгоритмов ИИ, предотвращающие ошибки машины путём определения алгоритмов и внесению необходимых корректив.

- Специалисты по безопасности систем искусственного интеллекта.

- Специалисты по обеспечению устойчивости системы ИИ для препятствий выхода машин за пределы этических норм.

Не потеря, а трансформация

Индустрия интеграции ИИ в юридическую, бухгалтерскую, маркетинговую и другие сферы интеллектуального труда стремительно развивается. На международном рынке существует ряд компаний, обеспечивающих практически полную автоматизацию, предлагая сервисы, заменяющие даже аналитический труд, который ранее мог выполнять только человек. Сейчас подобные сервисы позволяют представителям бизнеса экономить на услугах специалистов узкого профиля.

"Автоматизация интеллектуального труда к 2025 году создаст профильным специалистам убытки в 7 млрд долларов в год. Пострадает в том числе юридическая отрасль", - прогнозирует консалтинговое агентство McKinsey.

В то же время, создатели Kira Александер Худек и Ной Вайсберг уверены, что доминирование ИИ на мировом рынке труда полностью не утилизирует, но трансформирует узкопрофильные специальности.

Известные креаторы выпустили книгу, где, помимо прочего, привели несколько веских причин, опровергающих массовую безработицу среди юристов. Впрочем, подобные причины могут одинаково "сыграть" в отношении множества смежных специальностей.

"Во-первых, ИИ неспособен решать сложные стратегические и творческие юридические задачи — и вряд ли научится в обозримом будущем. Такие задачи останутся за профессиональными юристами. Поэтому ИИ только уменьшит использование «ручного» труда в юридических компаниях и отделах.

Во-вторых, снижение стоимости юридических услуг приведёт к росту спроса на них. Небольшие компании смогут позволить себе юридические услуги более высокого уровня, а количество судебных разбирательств и внутрикорпоративных процессов будет расти.

В-третьих, квалифицированная юридическая помощь станет доступна физическим лицам. Это тоже огромный рынок", - отметили создатели Kira.

Новости партнеров