В 2022 году Ассоциация электронных
коммуникаций (РАЭК) совместно с Национальным исследовательским университетом
“Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ) провели опрос на тему использования и
восприятия социальных сетей российскими интернет-пользователями. По его итогам
эксперты пришли к выводу, что для 54,7% россиян, принявших участие в
исследовании, социальные сети являются неотъемлемой частью жизни. Всего
социальными сетями пользуются 97,6% опрошенных в интернете россиян. Проведем
обзор основных событий в мире социальных сетей за 2022 год.
Facebook* и Instagram*
21 марта 2022 года американскую компанию
Meta** признали экстремистской и запретили в России из-за отказа блокировать
призывы к насилию в отношении российских военных. Компания пыталась оспорить
данное решение, но суд 20 июня отклонил жалобу. Несмотря на запрет деятельности
Facebook* и Instagram*, россияне продолжают пользоваться данными социальными
сетями с помощью VPN-сервисов.
Некоторые эксперты, опрошенные нашим
изданием, предполагают, что разблокировка данных платформ не произойдет в
ближайшее время. Так, представитель российской IT-индустрии, владелец
интернет-компании LiveInternet Герман Клименко выразил позицию, что
далее возможно и ужесточение политики в отношении социальных сетей. «Я не
уверен, что в ближайшее время разблокировка запрещенных Facebook* и Instagram*
возможна; причем, по многим причинам: даже не потому, что они наносят некий вред, а
потому что события уже произошли. Сейчас идет специальная военная операция, все
на нервах, и следует ожидать только ужесточения политики в отношение социальных
сетей, вряд ли — ее смягчения», — отметил эксперт.
Напоминаем, что социальная сеть Instagram*
пользовалась большой популярностью у блогеров, так как там была возможность
зарабатывать на рекламе, что сейчас проблематично из-за опасений попасть под
статью о финансировании экстремизма. В связи с блокировкой этой платформы большая часть ее российской аудитории перешла в Telegram и VK.
Отметим, что запрет Instagram* не привел к
снижению в обществе агрессии, однако уничтожил несколько сотен тысяч малых
бизнесов.
Telegram
Как уже было отмечено, блокировка Instagram* вызвала в Telegram большой прирост аудитории. Число пользователей, которые в мае 2022 года хотя бы раз открывали мессенджер, выросло к началу июня до 40 млн россиян. С апреля этот показатель вырос на 10 млн, а с конца февраля — в два раза. 19 июня на платформе появилась платная подписка (Telegram Premium), пользователи которой могут загружать файлы объемом до 4 ГБ, скачивать их «на максимальной скорости», отправлять друг другу уникальные стикеры и реакции, а также избавиться от рекламы. К моменту запуска подписки Premium аудитория мессенджера превысила 700 млн пользователей.
WhatsApp
Несмотря на то, что данный мессенджер тоже
относится к американской компании Meta**, на территории РФ его не запрещали
использовать, поскольку это средство общения, а не размещения контента. Однако
была информация, которую потом опровергли в пресс-службе Минпросвещения РФ, что
ведомство запретило учителям использовать WhatsApp и другие иностранные
мессенджеры в образовательном процессе или на рабочих местах. «Министерство на
регулярной основе предоставляет методическую поддержку регионам, при этом
отметим, что в данном случае речь идет исключительно о рекомендациях по работе
с государственной системой "Моя школа" и ее компонентами, среди которых есть и
элементы от ведущих российских компаний в сфере IT. Содержание рекомендаций
также касается только работ в рамках ФГИС», — уточнили тогда в пресс-службе.
VK
В 2022 году в данной социальной сети также
произошел существенный прирост пользователей из-за заблокированных платформ. По
итогам третьего квартала ежемесячная аудитория в России достигла рекордного
значения в 76,9 млн пользователей. В конце сентября App Store удалил приложение
«ВКонтакте» из-за британских санкций, однако позже оно снова появилось в
магазине Apple. Также в первом полугодии 2022 года совет директоров VK покинули
шесть членов, включая Дмитрия Гришина, сооснователя Mail.ru Group, ранее
купившей социальную сеть. Кроме того, данная платформа в начале декабря начала
маркировать сообщества с предполагаемым ЛГБТ-контентом. Представители соцсети
тогда пояснили, что соответствующие плашки — меры предосторожности, связанные с
требованиями федеральных законов («Об информации, информационных технологиях и
о защите информации», «О защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию») и административной ответственностью за «пропаганду и
оправдание нетрадиционных сексуальных отношений».
Также напоминаем, что в конце июня Госдума приняла законопроект о госпабликах, который закрепляет обязанность органов власти создавать официальные страницы в социальных сетях и публиковать там актуальную информацию. Согласно новому закону, органы власти к 1 декабря 2022 года должны были создать официальные паблики, в которых будет описание деятельности учреждения, его целей и задач. Целью законопроекта является получение гражданами актуальной информации в привычных большинству социальных сетях и мессенджерах, возможность подавать жалобы и получать ответы о работе власти.
* Запрещенная в РФ соцсеть; принадлежит
корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской и запрещена
** Деятельность компании признана в России экстремистской и запрещена