ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Корейский вариант: 70 лет худого перемирия после трех лет доброй ссоры
Автор: Борис Межуев, главный редактор PublicO

Корейский вариант: 70 лет худого перемирия после трех лет доброй ссоры

27 июля 1953 года было заключено Соглашение о перемирии, которое положило конец трехлетней Корейской войне.

Сразу после этого вначале в древней столице Корейского королевства Кэсон, а затем в Женеве начались мирные переговоры между Южной и Северной Кореями. Эти переговоры оказались безрезультатными. Главные участники конфликта - жители обеих Корей - хотели продолжения, или, точнее, возобновления войны, однако от войны устали их могущественные покровители - США и Китай. Южная Корея вообще отказалась подписывать Соглашение о перемирии. Но спорить со своим американским покровителем Республика Корея не могла: страна только что спаслась от оккупации северным соседом исключительно за счет ввода корпуса сил ООН под командованием американского генерала Макартура. Фактически это было вторжение американских войск, но под эгидой Организации объединенных наций, официально — при отсутствии бойкотировавших заседание СССР — осудивших действия Северной Кореи. Поэтому американцы смогли принудить своих союзников к перемирию, это же сделали коммунистические покровители Северной Кореи.

Хотя мирного соглашения в Женеве заключено не было, и между двумя Кореями существует до сих пор режим взаимного дипломатического непризнания, перемирие на полуострове действует уже 70 лет. Стороны испытывают друг по отношению к другу разные чувства: желание реванша часто сменяет стремление к налаживанию добрых взаимоотношений.

11 мая прошлого года именно наш сайт первым в отечественной публицистике указал на пример корейского перемирия как на возможный образец для разрешения российско-украинского конфликта. Хотя мы выслушали огромное число возражений, модель «корейской ничьи» остается самой популярной среди экспертных прогнозов завершения этого конфликта.

Уже после PublicO о «корейском варианте» регулирования конфликта заговорили американские реалисты, те из них, кто не считает разумной задачей внешней политики своей страны добиваться поражения России. С конца прошлого года в пользу «корейской ничьи» стали все чаще высказываться российские эксперты и общественные деятели, составляющие своего рода так называемую отечественную «партию мира». Хотя люди, входящие в эту партию, не составляют никакую единую организацию и, в целом, разделяют разные взгляды по разным вопросам, они сходятся в том, что «корейский вариант» единственно возможный вариант развития событий в нынешней ситуации, не считая, конечно, ядерной эскалации.

Длительная «война на истощение» как раз маловероятный сценарий, поскольку в условиях тупика на поле боя, когда ни одна из сторон не имеет шанса осуществить прорыв в наступлении, рано или поздно у какой-то из сторон «дрогнут нервы», и тогда либо вариант с использованием оружия массового поражения окажется неизбежным, либо начнется прямой конфликт России с НАТО с тем же прогнозируемым исходом. Однако у России и Украины непримиримые территориальные претензии друг к другу: ни одна сторона не может уступить формально, не нарушив собственную Конституцию. Это и делает неизбежным «корейский сценарий» - то есть перемирие без формального мирного соглашения. Перемирие, которое может затянуться на столетие.

Но может оно и прерваться, как нам о том говорят те эксперты с обеих сторон, кто рекомендует «воевать до победного конца»,  то есть до выхода Украины к границам 1991 года, смены режима в Москве, или же до краха украинской государственности. Ссылка на «корейское перемирие» отвергается этими экспертами по целому ряду причин: кто-то считает, что ситуацию на полуострове спасло размещение в Южной Корее ядерного оружия американцами (вплоть до 1991 года), кто-то указывает на почти одновременную смену власти в Москве и Вашингтоне в 1953 году как на решающий фактор перемирия, кто-то вообще считает корейское перемирие призрачным, позволившим сохранить какой-то из двух неприятных азиатских режимов. Между тем очевидно, что полуостров предохранило от рецидива войны очень четкое разделение пространства между двумя блоками — коммунистическим и западным. Все стороны понимали, что новой proxy-войны просто не будет: вторжение Юга заставит Пекин и Москву вмешаться, удар со стороны Севера окажется нападением на США. Обе части Кореи фактически лишались части суверенитета в обмен на стопроцентные военные гарантии.

Похоже, эта же логика будет действовать и в блоковом мышлении сегодня, когда украинский конфликт предсказуемо завершится перемирием, аналогичным тому, что было заключено 70 лет назад.

С этого перемирия фактически и начнется новая Холодная война, в которой спустя какое-то время наступит своя «разрядка». Возможно, это будет не очень счастливое время, но столь же маловероятно, что оно окажется очень воинственным. История Корейской войны учит нас тому, что очень и очень худой мир бывает предпочтительнее ссоры, в которой должны рано или поздно включаются парни с ядерными дубинами.

Новости партнеров