
В пресс-центре ТАСС подвели итоги Российской креативной недели, где российским креативщикам пообещали поддержку Госдумы, выход на незакрытые экспортные рынки, диалог с властью и любую помощь для развития. Ранее PublicO рассказывал, как проходило одно из немногочисленных позитивных мероприятий лета, участники которого хотели развивать компьютерную графику, игры, кино, и вообще жить дальше, что по нынешним временам озвучивается, мягко говоря, не постоянно.
Пресс-конференцию открыл ролик с фразой первого замглавы администрации Сергея Кириенко: «Для того, чтобы понимать, как действовать – надо работать совместно с людьми, которые создают креативные идеи».
Директор Российской креативной недели и ФГБУ "Роскультцентр" Марина Абрамова сказала, что организаторы даже не ожидали такого отклика на Креативную неделю (на пресс-конференции ее сокращали в «РКН» - так обычно называют куда менее позитивное ведомство Роскомнадзор).
- Оказалось, что всем очень важно просто побыть рядом, почувствовать плечо соратников по отрасли. Мы даже делали перекличку среди людей из креативного бизнеса, чтобы понять, у кого что изменилось, какие планы, кто собирается во что инвестировать. С нашей стороны было важно гарантировать диалог с властью и, в том числе, собрать перечень барьеров, которые на государственном уровне стоят перед креативной отраслью. Дело в том, что креативный рынок – он синтетический, он создает продукт, который нельзя отрегулировать одним министерством. Не хватает единого проектного офиса на федеральном уровне, например, как это сделали в Южной Корее в 2013 году, которое обеспечивало межведомственное и межсекторальное взаимодействие между ведомствами. В отличие от других отраслей креативный сектор быстро меняется, надо внедрять новые подход в систему образования, утверждать стандарты новых профессий, это – нелегкий кейс для государства. Но именно от креативной отрасли зависит рестарт экономики, сельского хозяйства, промышленности – ведь без качественного промышленного дизайна, IT, маркетологов не внедрить отечественную продукцию. Также мы договорились, что с осени в Госдуме будет отдельная площадка, на которой разные комитеты будут решать вопросы, связанные с законотворческими инициативами креативного сектора. Такая же площадка уже заработала в Гордуме Москвы, чтобы заниматься инициативами на уровне столицы, - подводила итоги Абрамова.
Заместитель министра науки и высшего образования РФ Елена Дружинина говорила, что за последние годы, когда креативная индустрия появилась в повестке, министерство увидело, что развитие креативных индустрий, с одной стороны, предотвращает отток талантливой молодежи из регионов, с другой стороны, провоцирует развитие и соседних территорий.
- Уже четверть специальностей в высшем образовании связана с креативными индустриями. Мы ведем системную работу по поддержке творческих ребят. Более того, еще в прошлом году родился проект Молодежного креативного центра при Минобрнауки, чтобы создавать позитивный контент, интересный молодежи, а на следующей неделе проводим летнюю школу журналистики в Анапе. Также у нас работает женская школа наставничества при поддержке Совета федерации, ведь наставник – это секретное оружие успешных людей, студентки хотят общаться с успешными активными женщинами. Наша идея – это преодоление вакуума между студентами и органами власти, - рассказывала Дружинина о креативной деятельности Минобрнауки.
От обилия позитива, любви к креаторам и призывов к светлому будущему хотелось уже хоть какой-то драмы и конфликта, который, наконец, заявил председатель комитета по интеллектуальной собственности и креативным индустриям Российского союза промышленников и предпринимателей Андрей Кричевский.
По словам Кричевского, российская креативная индустрия придерживается тренда на сохранение стабильности интеллектуальных прав, даже несмотря на злоупотребления им со стороны «недружественных правообладателей». Иначе говоря, креативная индустрия не поддерживает концепцию сделать Россию интеллектуально-пиратской столицей мира.
- Есть неприятно поразивший момент. Есть участники рынка, которые пользуются господдержкой и начинают перетягивать на себя одеяло, предлагая «впасть в пиратство» на какое-то время, не задумываясь о том, что другие участники рынка могут очень серьезно пострадать от этого, и это будут не единичные случаи, - предупредил Кричевский.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко присутствовал онлайн – Госдума в это время утверждала вице-премьером министра промышленности Дениса Мантурова, – поэтому он ограничился комплиментами в адрес «прекрасных дам» - спикеров пресс-конференции и обещанием все поддержать на новой площадке Госдумы, которая будет вести с креативщиками диалог.
Наконец, последнюю звезду на новогодней елке креативщиков зажег генеральный директор издательства "Эксмо" Евгений Капьев, который дал понять, что даже нынешние санкции не лишат потенциальных гениев мировой славы и признания.
- Даже сейчас для нас не закрыты страны с большим населением, которым при этом интересен российской креативный контент. Та же бразильская книжная выставка показала, что там рады взаимодействию с издателями из России, хотят с нами сотрудничать, поэтому мы можем даже сфокусироваться на экспортном потенциале, - принес Капьев благую весть с другого континента.
Спецоперацию России на Украине, как и в течение всей недели, называли эвфемизмами «ситуация» и «обстоятельства».
Учитывая презрение ультрапатриотов в соцсетях к «креативному классу», который там обычно советуют просто отправить на заводы, мероприятия Российской креативной недели выглядели прямо-таки попыткой создать хотя бы островок благополучия и безопасности для тех, от кого, оказывается, многое зависит.
В целом, большинство месседжей о поддержке, понимании и признании, озвученных представителями власти можно было свести к трем словам: «Пожалуйста, не уезжайте».
По итогам года статистика покажет, чей голос прозвучит сильнее: государственных людей с Креативной недели или вопль «на завод мозгляков» из соцсетей от людей, считающих, что только отправка креативщиков на заводы этому самому государству и поможет. Напрямую с ультрапатриотами в защиту креативщиков никто спорить вне островка безопасности в любом случае не готов.
Екатерина Винокурова, специально для PublicO