
Летний выходной день, набережная Парка Горького. Привычные скейтеры, молодые люди, поедающие лапшу из коробочек на скамейках, гуляющие москвичи в майках с надписями и рваных джинсах. Вперемешку с толпой гуляющих вперед идут джедаи, сжимая лайтсайберы, девушка в костюме богатыря с искусственными (вроде бы) усами. Это – участники секции косплея на «Российской креативной неделе».
- Выдохни. Успокойся. Ты не в опасности, ты ешь, - мотивирует женщина молодых людей за порцией фо-бо в ресторане перед какой-то из встреч на фестивале, - все хорошо, никто тебя не съест на встрече.
- Вокруг же хищники, - вздыхает юная сценаристка.
- Я – хищник. Я буду кусать всех за тебя, - отвечает мэтр.
Из соседнего шатра слышна лекция:
- Если я создам компьютерную игру с героями Наташа Ростова и Андрей Болконский, то как быть с авторскими правами?
Вообще компьютерным играм, кино и индустрии развлечений была посвящена львиная доля площадок, причем чаще всего обсуждение заканчивалось спорами о причинах успеха Южной Кореи, ставшей серьезным конкурентом западному миру.
Обсуждают, как уже говорилось, российский креатив, его будущее – а скорее роль в бескровном покорении планеты – для начала, одной.
Впрочем, политику не трогают. Спецоперацию на Украине и санкции называют эвфемизмом «всем известные обстоятельства».
Эта тема лишь по касательной звучит на лекции, посвященной будущему социальной рекламы на телевидении. Автор текста спросила у спикеров, как быть не с адресными сборами на лечение конкретного ребенка, а с системной помощью фондам, потерявшим значительную часть рекуррентных платежей. В качестве одного из инструментов замены привычным платежным системам, ныне отключенным, спикеры предлагали QR-коды, которые могут вывести на системы, все еще позволяющие сделать пожертвование в пару кликов.
- Когда мы показываем людям такие материалы, нельзя погружать их в боль и проблематику, которую они уже не смогут выдержать на нервной почве. Наша задача – найти системный инструмент, который бы дополнял эмоциональный посыл, но помогал бы человеку сохранить личный баланс, не нагружать его тем, что в нынешних обстоятельствах он выдержать не может, - говорила Мария Залунина из Национальной медиа-группы.
Жаль, что эти слова звучали лишь в одном павильоне и не транслировались на весь Телеграм, где блогеры стараются ежедневно набрать подписчиков, показывая крупным планом растерзанные тела погибших на фронте.
Вообще на набережной торжествовал гуманизм и эмпатия. Помимо разработки компьютерных игр и сериалов говорили и о том, как меняется общество, как знакомые группы людей требуют новых коммуникативных – и, конечно, креативных подходов.
- Обратите внимание, есть чаты пожилых женщин, где они друг друга называют «девочки». Раньше это казалось смешным, мол, что молодятся? А теперь это – норма. Пожилые люди теперь часто даже более социально активны, чем молодые, и не надо к ним относиться, как к каким-то «особенным» в коммуникации, они себя так не чувствуют, - обсуждали на одной из площадок современный образ пожилого человека.
Вообще большинство спикеров, в контраст с обычными мероприятиями для чиновников или элиты, в этот раз выбирали в качестве дресс-кода белые кеды, под футболками и короткими джинсами были видны татуировки, а вместо пиджаков - худи и свитшоты.
Не обошлось, разумеется, без спикеров, которые не успели за креативной индустрией и пришли на нее в формате, актуальном десять лет назад.
Телеведущая Марина Ким блистала на солнце губами, огромными каблуками и платьем, подходящим для вечернего клубного мероприятия. На платформе «Креативный класс: люди, которые создают будущее» она почти все время посвятила презентации своего нового документального сериала про креативщиков, конечно.
- Креативными индустриями больше интересуются женщины, и мы искали для проекта мужчину, за которым женский пол пойдет, - в очень странной для 2022 года манере (скорее это было бы актуально для презентации в ночном клубе нулевых – прим. авт.) Ким презентовала актера Константина Крючкова в качестве хедлайнера будущего сериала, заметив, что он – человек креативный, имеет продюсерской образование, а его жена – креативная галеристка.
- Креативные люди – это люди, которые в любых обстоятельствах придумают способ, как себя выразить, это – сложный путь. Мы хотим в нашем документальном сериале дать надежду, когда мы находимся в непростой ситуации, когда порушены связи с внешним миром, с рекламодателями. Но в креативной индустрии много людей, кто добился успеха, несмотря на обстоятельства. У нас даже получилось для съемок поработать с Америкой. Давайте верить в лучшее, - вещала Ким из ядовито-розового платья, возвышаясь над толпой на шпильках.
Ситуацию попытался спасти основатель студии визуальных эффектов Mail Road Арман Яхин.
- У индустрии кино были трудности в пандемийные годы, но сейчас все раскачалось. Netflix сейчас активно работает с корейцами, а те – с нами. Мы уже сидим на этом рынке не на условной галерке, а хотя бы сбоку – да, в центре нам мешают сесть крупные корпорации… Почему такой успех получило корейское кино? Это связано с тем, что одна из их продюсеров, дочь главы одной из корпораций, много лет обивала пороги стрим-сервисов, голливудских продюсеров и всех остальных, она буквально навязывала корейские проекты. И привела корейскую индустрию к оглушительному коммерческому успеху, хотя корейское кино существует лет пятьдесят. Успех индустрии развлечений – это бег на длительной дистанции, более того, российский зритель в своей критике беспощаден, он тренирует в производителях выдержку. Для того, чтобы нет, не повторить успех корейцев, но пройти к своему, нам надо бежать, чтобы даже оставаться на месте, - говорил Яхин.
Автор текста просила у него, как российское кино и сериалы придут к международному успеху в ситуации, когда сталкиваются не только с давлением зрительских ожиданий, о и с критикой еще советских режиссеров, которые требуют от кино быть пропагандистом нравственных ценностей и снимать о подвигах, «без чернухи» вообще и показывания хоть какой-то российской истории в не вполне положительном свете, в частности.
- Мы всегда боремся с внутренними проекциями. Я не вижу для нас никаких преград, кроме собственных. Мы живем в том контексте, в котором живем, мир сложнее даже нашего понимания, - туманно, но вдохновенно ответил Яхин.
Гораздо удачнее получилась секция «Возможности для креаторов: что будут смотреть и читать завтра? Во что будут играть завтра?»
- Когда Вы придумываете идею кино- или телепроекта, не ставьте во главу угла задачу поймать тренд, так ничего не получится. Это – работа маркетинга, наша работа. Если контент сделан качественно, то «протухнуть» ему сложно, так как, если работа эмоционально сильная, тренд в ней в любом случае будет, - объясняла Ксения Круглова, директор киностудии имени Горького по маркетингу.
Руководитель компьютерного и научно-популярного направления издательства «Бомбора» Владимир Обручев объяснял молодым авторам, что для издателя рукопись – это лотерея.
- Автор, который приносит рукопись, должен понимать, что он делает и для какой аудитории пишет. Чем шире аудитория, тем больше шансов на бестселлер, хотя даже книга по сложному программированию найдет своего читателя, - говорил издатель.
Режиссер Костас Марсан задался вопросом, возможно ли проецирование локальных продуктов на глобальный масштаб.
- Нас всегда завораживают неизвестные стороны нашей жизни, других культур и стран, но в любом случае мы ищем в них что-то похожее на себя, везде люди любят, ненавидят, мстят, боятся. Если мы находим в фильме то, что похоже на нас, история будет интересна в любой локации. Есть же глобальный общечеловеческий слой, как известно, все истории архетипичны, они все про любовь и смерть, - объяснял Марсан. Причину нынешней популярности сиквелов и приквелов по полюбившимся зрителям вселенным он оправдал тем, что зрителю в огромном потоке информации нужно время, чтобы привыкать к новому, при этом есть подсознательная ностальгия, с одной стороны, с другой стороны, она должна соответствовать новым запросам – например, на женщин в роли главных героинь.
Главной дискуссией (и самой жаркой) получилась панель в павильоне «Образование» на тему «Просветительская деятельность в эпоху Digital. Ее проводили в партнерстве с Rutube, о котором, впрочем, вспоминали редко и мало, в основном обсуждая контент, размещаемый на других платформах.
- Общество сейчас подвергается глобальной цифровой трансформации, есть новые вызовы, в том числе, в образовательной сфере. При этом есть, например, исследования голландцев, что чрезмерное использование гаджетов негативно сказывается на учебе детей, есть и исследования, что у многих пользователей онлайн-образовательных платформ нет привычки учиться, и до конца курсов доходит 10-15 процентов тех, кто их начинает, - говорила замгендиректора «Газпром-медиа» Юлия Голубева.
Гендиректор общества «Знание» Максим Древаль предложили говорить не только о чисто образовательном, но и о просветительском контенте, который должен увлекать людей, чтобы они досмотрели его до конца, даже если тема – серьезная.
- Бывают те, кто говорит: я делаю серьезный контент, я не буду его выкладывать на TikTok, но это значит, что человек старается не для людей, а для себя, - высказался Древаль, - Что касается риска геймификации образования, то, на самом деле, школьные оценки – это тоже геймификация. Разница с онлайн-обучением в том, что в нем ниже барьер входа и, если ты пришел без особой мотивации учиться, что в МГУ на мехмат ты не поступишь, а вот на онлайн-курс запишешься. И тогда единственным мотиватором становятся искусственные вещи внутри программ, хотя само по себе их наличие – это не плохо. Второй аспект потенциальной геймификации образования онлайн- это игровой формат самого обучения, который, опять же, не нов. Раньше же были викторины, теперь это – компьютерные игры, погружение в смоделированную реальность. Это – хороший формат для быстрого обучения.
После реплики Древаля начался внезапный жаркий спор: насколько разные онлай-курсы можно считать обучением, равно ли обучение просвещению, и можно ли их считать результативными, если конкретного результата по их окончанию, вроде как, и нет?
- Даже если человек не дошел до конца курса, но использует полученные знания, о чем-то задумался, значит, просветительская цель сработала, - заявил Дмитрий Гужеля, директор департамента методологии АНО «Россия – страна возможностей».
Ему парировал замгенпродюсера проекта «МедиаДрайвер» Илья Лочканов, сказавший, что задача обучения – это, прежде всего, дать практические навыки слушателю.
- Навыковое обучение не противоречит просвещению, чтобы человек начал заниматься космосом, он должен сперва узнать про него, - возразил Древаль.
- Тогда вы снимаете с себя ответственность. Просветительская деятельность – это не курсы, это – вид контента, формат, но не называйте это образованием, - говорил Лочканов, - Курс – это результат. Если нет результата, то курс – это профанация. Проблема не в том, чтобы отделить обучение от просвещения, проблема в том, что само обучение часто подменяют его профанацией, а надо учить людей брать ответственность за свою жизнь, за результат обучения.
В итоге все помирились на мысли о том, что просветительский контент нельзя приравнивать к обучающим курсам, а вот, если человеку предлагается именно курс, то наступает иной запрос на качество информации, в каком бы формате она не подавалась.
Небольшой дождь не портил никому настроения. Никто не придирался к людям в костюмах для секции косплея, а мимо девушки с татуировкой Z (может быть, в честь героя Zorro) на руке мирно шла женщина с радужным зонтиком (наверняка, не означающим ровно ничего).
На фоне абсолютного большинства мероприятий последних месяцев, на этом хотелось остаться и просто гулять, урывками слушая размышления людей о будущем, их воззвания к бескровному завоеванию мира силой креатива, моды, принесения чего-то нового и позитивного, рассказы о творческих успехах и неудачах. На площадках не было ни строгих «идеологов» с сединами, которые бы вещали молодежи про то, как блюли нравственность в СССР, ни чиновников в костюмах, обещающих ядерную войну, зато было много самых безопасных в наше время слов «завтра» и «будущее».
Набережная Парка Горького казалась одним из последних островов безопасности и – пусть наносной, но безмятежности в это непростое московское лето.
Екатерина Винокурова, специально для PublicO