Возможность распространения цивилизационного конфликта России с Западом на территорию Приднестровской народной республики ясно обозначилась еще 15 марта 2022 года, когда на сессии ПАСЕ была принята поправка, признающая территорию республики оккупированной Россией. Затем 22 апреля и.о. командующего Центральным военным округом Рустам Миннекаев в своем устном выступлении на годовом собрании Союза предприятий оборонных отраслей промышленности Свердловской области обозначил свое видение новых целей специальной военной операции России, среди которых было и создание сухопутного коридора в осажденное с двух сторон Приднестровье.
В республике заполыхало во вторник 25 апреля, когда было обстреляно из гранатомета здание министерства безопасности в Тирасполе. В тот же вечер произошел взрыв в районе воинской части в селе Парканы.
Утром 26 апреля взрывами предположительно с беспилотников, прилетевших с украинской стороны, были взорваны антенны радиоцентра в поселении Маяк, который транслировал в республике передачи российского радио.
Президент Приднестровской республики Вадим Красносельский обвинил в произошедшем боевые группы, проникшие в республику со стороны Украины. Президент призвал руководство Молдовы не поддаваться на провокации и не позволить республике втянуть себя в агрессию против Тирасполя.
Нужно отдать должное главе Молдовы Майе Санду, которая проявила разумную осторожность и выдержку в этой ситуации. Она довольно ясно дала понять, что к произошедшим событиям руководство Молдовы отношения не имеет и все, что происходит в республике, представляет собой ее внутреннее дело.
Тем не менее руководство Приднестровья 26 апреля объявило красный уровень террористической опасности в республике, в связи с чем на въезде в города были установлены блокпосты, был отменен торжественный парад 9 мая, и все школы переведены на дистантный режим.
На какой-то момент у некоторых российских экспертов возникло опасение, что в дело могут вступить румынские войска, и в этом случае возникнет угроза непосредственного вооруженного конфликта России и НАТО. Напомним, что на территории Приднестровья расквартирована Оперативная группа российских войск, которая в настоящий момент состоит примерно из двух мотострелковых батальонов, сменяющих друг на друга на боевом дежурстве вблизи Днестра, и сил охраны. В общей сложности численность контингента составляет около 1 700 человек, они лишены сил ПВО и ПРО, в их распоряжении нет радиолокационных средств слежения. Никакой серьезный натиск вооруженных сил наши миротворцы отразить не смогут, однако атака на их позиции, разумеется, способна стать поводом для распространения военной операции на территорию Молдовы, к чему, судя по всему, ни сама эта страна, ни Европейский союз пока не готовы.
Безусловно, Приднестровье представляет собой больную проблему для России. В отличие даже от населения Крыма, в декабре 1991 в большинстве своем проголосовавшего на референдуме за независимость Украины, возможно, в тот момент еще не сознавая последствий этого решения, жители ПНР никогда не поддерживали распад СССР и независимость Молдовы. В каком-то смысле республику можно назвать осколком Советского Союза, о своем суверенитете они объявили еще в 1990 году, реагируя на шаги Кишинева, направленные на постепенный отход от Москвы. У России всегда было ощущение некоторого нравственного долга перед Приднестровьем, фактически оставленным ельцинским руководством на произвол судьбы после подписания Беловежских соглашений. Однако Россия, не желая портить в целом неплохие отношения с Молдовой, с определенного времени старавшейся воздерживаться от откровенно антироссийской политики, никогда не признавала независимость ПНР и заявляла о своем желании решить территориальную проблему мирным путем, в том числе посредством федерализации Молдовы. Этот план, известный как «меморандум Козака», был предложен Кишиневу еще в 2001 году, но был отвергнут руководством Молдовы под давлением со стороны Европейского союза.
Теперь перед Россией стоит дилемма, как реагировать на возможное обострение ситуации в Приднестровье, если республика окажется атакована с двух сторон — со стороны Украины и со стороны Молдовы. Опрошенные сайтом PublicO эксперты — общественный деятель Сергей Станкевич и политолог Алексей Мартынов — сошлись на том, что теракты в республике — дело рук украинской стороны, и их задача взорвать ситуацию в Приднестровье, имитируя создание второго фронта. Однако украинские националисты столкнулись с явным нежеланием Кишинева проводить на территории Приднестровья собственный вариант Антитеррористической операции, что сделало всю провокацию неэффективной. Можно констатировать, что на вечер 26 апреля история с обострением в Приднестровье привела только к увеличению шансов на последующее разрешение ситуации в республике с помощью мирных переговоров.
Борис Межуев, главный редактор PublicO