ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Культурный шок Севастополя

Культурный шок Севастополя

Почему строительство культурного кластера на мысе Хрустальный вызывает разногласия в городе?

Жители Севастополя с большим энтузиазмом восприняли четыре года назад новость о создании в городе современного культурного центра с новыми зданиями театра, оперы, музея, академии балета. Подавляющее большинство севастопольцев строительство культурного кластера считают настоящим благом. И правда, Севастополь выбран одним из четырёх регионов нового культурного возрождения России. Фактически – это приглашение стать главным просветительским и цивилизационным центром Юга страны, культурным окном России на Средиземноморском направлении.

Однако те же самые люди, кто прекрасно понимает преимущества музейно-театральной экспансии, нередко высказывают претензии к проекту культурного кластера, возводимого на мысе Хрустальный в районе улицы Катерная. Доходит даже до громких открытых писем на имя президента Владимира Путина и министра обороны Сергея Шойгу, по которыми стоит подпись уважаемых общественников и целого Союза архитекторов.

Понять, в чем состоит суть конфликта вокруг темы строительства культурного центра в Севастополе, довольно просто. Нужно только проявить внимание к городу, понять опыт его жителей и защитников.

Музей Хрустальный

В 80-е годы прошлого столетия на мысе Хрустальный на бывшей земле министерства обороны СССР начали возводить монумент «Солдат и Матрос» и здание музея Героической обороны Севастополя 1941 – 1942 годов. Стройки затянулись, но если новую архитектурную доминанту территории – памятник – силами Черноморского флота России завершили, то музей второй обороны остался недостроенным.

В лихие 90-е и уже в более спокойные 2000-е годы эту территорию, включая руины несостоявшегося музея, хищные украинские бизнесмены хотели застроить коммерческой недвижимостью. Для них это был чистый бизнес, а для жителей Севастополя – личная боль. Только благодаря усилиям горожан, свободная от воинских частей территория мыса Хрустальный осталась незастроенной до 2014 года. Горожане берегли её для будущих поколений, вспоминая пример героической Москвы с её музеем на Поклонной горе и живя надеждой увидеть на Хрустальном «пантеон» защитникам Севастополя от немецко-фашистских захватчиков.

Концепция Чалого

Сразу после возвращения Крыма и Севастополя в Россию по заказу севастопольского парламента была разработана концепция благоустройства мыса Хрустальный с музеем и парком. Парламентом региона тогда руководил народный мэр Севастополя Алексей Чалый – знаменитый человек в чёрном свитере, который добровольно отказался от кресла губернатора Севастополя.

Идея Чалого, воплощённая в документе от института Генплана Москвы, заключалась в создании нового зелёного парка от набережной Корнилова до музея-заповедника «Херсонес Таврический». Предполагалось, что элементами парка станут обелиск «Штык и Парус», памятник «Солдат и Матрос», мемориальная аллея, просветительский центр, амфитеатр, музей Гражданской войны и русской эмиграции, музей Великой Отечественной войны. Также вдоль берега планировалось создать 1200-метровую набережную с широким 25-метровым променадом.

Появление этой концепции было связано ровно с тем, о чём говорилось выше – защитить территорию от коммерческой застройки и построить, наконец-то музей обороны 1941–1942 годов. А мемориал Гражданской войны возник в проекте не столько в память об эвакуации армии генерала Петра Врангеля из Севастополя в 1920 году, сколько в силу запроса в Кремле на возведение какого-то монумента в честь завершения одной из самых кровопролитных войн на территории России. Было понятно, что вместе с мемориалом «красным и белым», проект парка с музеем Великой Отечественной, свободного от застройки, будет поддержан высшим руководством страны.

Поручение Путина

Лёд тронулся в августе 2017 года. Президент В.В. Путин в Севастополе встретился с представителями общественных организаций. Уважаемый в городе ветеран Великой Отечественной войны Константин Кржеминский – председатель комитета ветеранов войны и вооруженных сил – попросил у главы государства поддержки проекта строительства долгожданного музея на мысе Хрустальном. И Путин поддержал проект. Было издано поручение о создании городского парка с мемориальным комплексом «Защитникам Севастополя 1941 – 1942 годов». Часть поручения касалась передачи под эти цели земельных участков на Хрустальном, находящихся в ведении Минобороны России.

Идея с культурным кластером появилась чуть позже. Осмелюсь предположить, что строительство театра оперы и балета, хореографической академии и других сооружений на Хрустальном президент поддержал. Проект для реализации отдали Фонду «Национальное культурное наследие», который был основан в июне 2018 года. Его соучредителями стали Мариинский театр, Эрмитаж, Большой театр и Третьяковская галерея. А возглавил организацию экс-замминистра строительства и ЖКХ России Хамит Мавлияров, который до 2015 года входил в руководство компании «Олимпстрой».

Первая концепция культурного кластера на мысе Хрустальный от австрийского архитектурного бюро Coop Himmelb(l)au авторства знаменитого Вольфа Прикса и вправду напоминала сочинскую олимпийскую деревню. Союз архитекторов Севастополя решительно ее отверг. По мнению городских архитекторов, здания в стиле деконструктивизма не только агрессивны по отношению к окружающей среде, но и полностью меняют привычный исторический облик и морской фасад Севастополя. Впрочем, даже в профессиональной среде градостроителей есть и противоположные мнения: в Севастополе сочетается архитектура абсолютно всех исторических периодов, а лучше Прикса проект никто не предложил. Выходит – это вопрос дискуссии и вкуса. Архитектура кластера – тема, относительно которой, в принципе, можно найти компромисс и согласие.

Но концепция австрийского архитектора не давала чётких ответов на вопросы о музее обороны 1941–1942 годов и о парке, которые поручил создать президент после встречи с ветеранами. Напротив, концепция объясняла местным жителям, что на той политой кровью русских солдат земле, где они хотели парк и музей, будут возведены множество самых разных зданий, включая гостиницу, виллы, рестораны.

Первый делом – музей

Тогда куратор проекта вице-премьер Ольга Голодец осенью 2018 года на обсуждении концепции заявила, что музей защитникам Севастополя будет создан, что было объяснимо, поскольку отсутствие музея Великой Отечественной на Хрустальном неизбежно вызвало бы негативную общественную реакцию.

При этом опасения жителей об отсутствии доступа к морю и нового парка, после строительства, похоже, удалось развеять. И вроде бы горожане смирились, что помимо парка на мысе Хрустальный возведут и объекты культуры, тем более что было обещано увеличить общественное пространство с зелёными насаждениями в 10 раз – до 20 гектаров. И в этом случае данная территория с видом сразу на несколько бухт, многие годы перегороженная заборами военных объектов, зажила бы по-новому.

Более того, Голодец сообщила, что начало строительства музея ожидается в ближайшее время, поскольку из всего проекта кластера именно этот объект находится в стадии наибольшей готовности. Это подтвердил и представитель проектировщика, а вице-губернатор Севастополя Юрий Кривов сообщил о существовании договорённости о том, что музей Великой Отечественной будет первым объектом культурного кластера.

На тот момент губернатор города Дмитрий Овсянников также публично заявлял о том, что власти положительно относятся к просьбе ветеранов о строительстве музея, а директор севастопольской «Панорамы» Николай Мусиенко в очередной раз подчеркнул потребность первым делом возвести именно музей.

Правда, Ольга Голодец на той встрече призналась с улыбкой, что ей хотелось бы первым делом построить хореографическую академию. Но только лишь для того, чтобы у образовательного учреждения было больше времени на подготовку кадров для будущего Севастопольского театра оперы и балета.

В реальности получилось, однако, всё ещё более прозаично…

Да будет многоэтажный дом

Генподрядчиком строительства культурного кластера назначили фирму «Стройгазмонтаж», которая ранее успешно построила Крымский мост. Застройщик огородил территорию и начал рытье котлована. Как оказалось, первым делом стали строить не музей, а жилой многоэтажный дом

Для жителей Севастополя, наблюдавших в 2014 году взрыв на Хрустальном 16-этажного недостроенного детища украинского девелопера Соколова, новый высотный дом стал чем-то подобным красной тряпки для разъярённого быка. Мнение об очередном обмане снова стало укрепляться в общественном сознании.

Более того, в декабре 2015 года Арбитражный суд Севастополя оштрафовал «Стройгазмонтаж» на 250 тысяч рублей за строительство «многоквартирного жилого дома на 238 квартир» на Хрустальном без разрешительных документов.

Нарушения подтвердила и региональная Прокуратура и Севгосстройнадзор.

Впоследствии генеральный подряд на культурный кластер Севастополя передали АО «Стройтрансгаз», которое с аналогичными нарушениями начало копать котлован под второй объект кластера – театр оперы и балета. У застройщика также не оказалось разрешений на строительство и других необходимых документов. Заказчику и подрядчику на двоих пришлось заплатить один млн. рублей штрафа.

Пантеон Славы

Разумеется, у жителей Севастополя, у которых во дворах по закону сносят металлические гаражи и самодельные живые изгороди, остаются вопросы о правомочности застройки Хрустального без документов и без музея.

И вот 1 ноября 2021 года спустя ровно 50 месяцев (!) со дня поручения Путина о создании музея, власти Севастополя объявили конкурс на разработку концепции архитектурного облика мемориального комплекса «Защитникам Севастополя 1941-1942 годов» (Пантеон Славы)» на мысе Хрустальный.

Первым объектом кластера этот музей уже не станет. Не получится перенести в другое место и жилой дом для работников культуры, как этого некоторым хотелось. Кластер уже будет таким, каким будет. Со всем негативным шлейфом, который облетит лишь спустя какой-то десяток лет. Отметим, что кластер решено сдать в 2023 году.

Текст:

Сергей Абрамов, Заместитель главного редактора портала ForPost (Севастополь), специально для PublicO                       

Новости партнеров