В эти выходные в Международном центре бокса в Москве прошел 4 тур третьего сезона турнира «Лига Ставок Media Basket». Как и в предыдущих, в этом турнире принимают участие 16 команд, состоящих из известных блогеров, звёзд шоу-бизнеса и бывших профессиональных спортсменов.
Результаты тура: Hoops – Dawgs – 37:24; Hardcore – GOATS – 26:14; AVG – Hoops – 23:30; Hardcore – Rocket Team – 32:30; Players Club – AVG – 26:16; Dawgs – 2Drots – 19:13; Rocket Team – Players Club – 27:38.
Названия команд звучат непривычно, но, похоже, пора привыкать. Уже сегодня новый спорт с изменёнными в интересах зрелищности правилами привлекает миллионы поклонников. Об этом свидетельствуют забитые до отказа трибуны Центра бокса, огромный интерес прессы и блогеров, а также серьезный объем оборотов у букмекеров.
Что такое медиа баскет? Участниками соревнований могут быть все: звезды шоу-бизнеса, профессиональные спортсмены, обычные любители баскетбола из любого уголка России. Концепция турнира выражена во встречах в формате 3×3 на два кольца, длящихся 10 минут. Благодаря этому и другим изменениям правил, игра смотрится очень динамично в кадре, а зрителю нравится видеть на паркете простых парней с района рядом со звездами.
Соорганизатор «Лиги Ставок Media Basket» Севак Акопян добавляет:
«Мы придумали свои правила. Одно из них — это мэдшоты. С середины поля во время игры на 30 секунд загорается два табло. Оттуда можно сделать бросок, и ты получишь четыре очка. Также у нас есть буллиты. Когда на тебя фолит соперник, ты можешь вместо скучных бросков выбрать буллит. Это значит, что ты будешь играть с ним один на один, и твоя задача — забить. Поэтому правила, придуманные нами, мне кажется, вызывают больше интереса к этому виду спорта, привносят что-то новое».
Зачем нам новый баскетбол?
Как это ни грустно, но популярность многих традиционных видов спорта падает. Давно прошли те времена, когда каждый молодой человек наизусть знал имена олимпийских чемпионов своей страны. Конечно, в мире есть два-три вида спорта, которые по-прежнему привлекают миллионы болельщиков, но остальные аудиторию в какой-то мере потеряли. Даже футбол проседает: так, ЧМ-2022 в Катаре смотрели по телевизору в два раза меньше россиян, чем турнир в России в 2018 году. Это касается и баскетбола. Возможно, что возвращение интереса к спорту профессиональному будет простимулировано медиа спортом, привлекающим внимание своей динамичностью молодое поколение.
Интерес букмекеров к развитию новых форматов в спорте, конечно же, закономерен – для компаний это выход на аудиторию зумеров, родившихся в эпоху гаджетов и глобальной цифровизации.
"Лига Ставок" давно уже сделала ставку на будущее: компания активно участвует в развитии фиджитал-движения, являясь официальным партнером «Игр будущего», а также организовывает медиа турниры, пользующиеся огромной популярностью среди молодежи.
Вице-президент "Лиги Ставок" Ратмир Ронами ранее пояснил интерес компании к турниру Media Basket:
«Мы хотим показать зрелищность этого спорта (баскетбола – Ред.), привлечь новых людей, которые никогда даже не увлекались баскетболом и не думали о том, какой это красивый вид спорта. У нас это получилось, мы смогли объединить аудиторию: людей, которые впервые узнали про баскетбол как таковой, и профессиональных спортсменов, и болельщиков, которые любят этот спорт и давно за ним следят. Для нас ключевая задача со дня основания компании — это популяризация национального спорта. Для нас важно, чтобы каждый спортсмен чувствовал себя комфортно, чтобы он понимал, зачем он трудится, как он может достигнуть результата и что получит в итоге своих неимоверных трудов».
Фото: Пресс-служба БК «Лига Ставок»
Мнения спортсменов и любителей спорта ожидаемо разделились. Одни приветствуют новые спортивные тренды, другие их резко критикуют. Корреспонденты PublicO собрали мнения экспертов.
Светлана Журова, олимпийская чемпионка, депутат ГД, относится к первой группе:
«Не у всех есть полноценные залы в школе, поэтому зачастую используют именно такие урезанные площадки или даже играют в одно кольцо. Баскетбол нужен, чтобы дети играли и занимались. Поэтому вопрос о спортивных правилах остается на усмотрение федерации, если это зрелищности добавит, то будет работать. Я сейчас нахожусь на Фиджитал играх, где, например, совсем маленькая хоккейная площадка и играют всего три игрока. Но это тоже зрелищно, очень интересно, с подсветкой, с новыми эффектами для зрителей. Суть хоккея, по большому счёту, не изменена, надо все равно забивать шайбу в ворота. Но динамики и красочности это добавило. Поэтому, возможны какие-то новые форматы и уход даже от традиционных, закоренелых правил. Виды спорта отчасти должны развиваться, идти вперёд».
Светлану Журову поддерживает член сборной России по баскетболу Антон Понкрашов из БК "Уникс":
«В медиабаскете это делается для того, чтобы картинка была лучше, чтобы баскетбол был более зрелищным. В целом же любые баскетбольные движения я уважаю и только приветствую. Это все очень здорово, потому что даёт популярность нашему любимому виду спорта. Поэтому никакой проблемы в искажении или изменениях правил нет, так как это совершенно другой формат. Это медиатурнир, он должен быть зрелищным, интересным, поэтому организаторы все делают правильно».
А вот писатель и опытный болельщик Платон Беседин говорит о медиа спорте с тяжелой душой:
«Со временем оказалось, что шоу стало вытеснять именно спортивную составляющую, которая стала уходить даже не на второй или третий, а на двадцать третий план. Как логическое следствие всего этого появились медиалиги, которые, конечно же, просто карикатуры на спорт. Если мы говорим про баскетбол, то ту же NBA, казалось бы, лучшую лигу мира, смотреть становится невозможным, потому что это уже не игра, а просто бесконечное шоу, спортивной составляющей там уже нет. В Евролиге, скажем, намного интереснее: там есть борьба, тактика и другие элементы соревнования. Но медиалиги поглощают и поглощают пространство. Сейчас же молодые люди наблюдают с большим удовольствием не за Чемпионатом Европы или Мира (не говоря уж про российские лиги), а за всеми этими псевдо лигами, где блогеры играют друг с другом. Все карикатуризируются, превращаясь в пародию на пародию. На мой взгляд, это связано не только с тем, что вырождается спорт, но вырождается в принципе как таковой серьезный разговор и серьезный подход к делу. Спорт в этом плане не исключение. Поэтому говорить о спортивной составляющей в медиалигах крайне тяжело. И, думаю, что со временем медиалиги просто уничтожат куда более серьёзные лиги и в футболе, и в баскетболе, таковы реалии».
Общий знаменатель подводит Дмитрий Свищёв, председатель комитета по физической культуре и спорту ГД РФ:
«Неважно, насколько сильно отличаются правила в классическом баскетболе и медиабаскетболе. Тем более, что правила баскетбола менялись не раз за всю историю. Но я рад видеть, что медиабаскетбол привлекает к себе большую аудиторию болельщиков, особенно молодых ребят. Посмотрите на цифры: первый сезон медиабаскетбола набрал 50 млн просмотров, второй - в четыре раза больше! Это указывает на то, что такие проекты - это прекрасная инициатива. Наша общая задача - развивать и популяризировать спорт среди жителей нашей страны, вовлекать молодежь в различные спортивные мероприятия, поддерживать здоровый образ жизни людей».
Тема спорная. Тем не менее, тысячи молодых болельщиков, штурмующие арены, голосуют за медиа спорт. Кто прав и как новые форматы спортивных событий повлияют на развитие профессионального спорта, покажет будущее.