Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя назвал парадом лицемерия и двойных стандартов созванное срочное заседание Совета Безопасности ООН по ответному удару Ирана по Израилю. Напомним, что атака Ирана произошла не в вакууме, а в ответ на бездействие Совета Безопасности ООН после нападения Израиля на иранский дипломатический объект в Дамаске. Небензя заявил:
"Вы прекрасно знаете, что нападение на дипломатическое представительство является по международному праву casus belli. И если бы под ударом оказались западные представительства, вы бы, не раздумывая, обрушились с ответными мерами и доказывали бы в этом зале свою правоту. Потому что для вас все, что касается западных представительств и западных граждан, свято и должно быть защищено".
Можно добавить, что в эти выходные украинские силы нанесли удар по многоквартирному дому в Токмаке Запорожской области. Сегодня аварийно-спасательные работы завершены, погибли 16 человек, пострадали 28, в больницах остаются 12, сообщил губернатор области. В результате иранского удара погиб один человек. Но это стало причиной экстренного созыва Совбеза, а Токмак – нет. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель, похоже, это понимает:
«Отсутствие единства (среди стран ЕС) обошлось нам очень дорого в арабском мире, а также во многих странах Африки, Латинской Америки и Азии. Разница в нашей реакции на войны на Украине и в Палестине была широко использована российской пропагандой».
В МИД РФ, комментируя удары Ирана, заявили со ссылкой на внешнеполитическое ведомство Исламской Республики, что «данная атака была предпринята в рамках права на самооборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН в ответ на нападения на иранские объекты в регионе». На Смоленской площади напомнили, что Москва «решительно осудила» удар Израиля по консульству Ирана в Дамаске, и выразили «озабоченность в связи с очередной опасной эскалацией в регионе».
Сегодня эксперты придерживаются двух диаметрально противоположных оценок субботних атак на Израиль. Отсутствие результатов в виде масштабных разрушений и поражений военных объектов вызывает скепсис, вплоть до того, что некоторые называют иранскую акцию пиротехническим шоу.
Политолог Михаил Виноградов пишет:
«Всегда казалось, что Иран отчетливо понимал разницу. Угроза силой - это эффективный ход, который заставляет всех обратить внимание на твои преимущества. Применение силы - это спорный прием, который обнажает все твои уязвимости. Даже не знаю, какой наглядный пример из современной истории лучше привести в подтверждение этой нехитрой мысли».
Пессимисты обращают внимание на то, что Тегеран фактически заблаговременно уведомил о своих намерениях. Научный сотрудник Ланкастерского университета Гай Бертон считает, что сам Иран, по всей видимости, считает свой ответ на удары по консульству довольно взвешенным — фактически они оповестили Израиль о нем заблаговременно, ведь с момента пуска беспилотников, о котором Тегеран сообщил публично, до их приближения к израильскому воздушному пространству прошло несколько часов.
Автроритетный тг-канал Рыбарь иронизирует:
«Вообще, как бы это парадоксально не звучало, но с 7 октября уровень негласного взаимодействия и координации между США и Ираном вырос для недопущения непоправимых ситуаций и поддержания «острого медийного конфликта», но без перехода границ. Это видно и по деятельность иранских «прокси», играющих с американцами в поддавки в Красноморском регионе. Это видно и по обменам ударами по базам да колоннам, когда толком никто даже не несет издержек. Ну и повторимся: сам факт «внезапной жестокой мести», чьи сроки были оглашены заранее, о которой знал весь мир, — это нечто сюррелиастичное, конечно. Но народ нынче пошел непритязательный, верит».
Но большинство экспертов сходятся в том, что Иран не использовал весь свой потенциал при ударе по Израилю, и видят в этой истории глубинные смыслы. По мнению эксперта РСМД Никиты Смагина, Тегеран с самого начала предполагал, что большая часть его дронов будет сбита — не случайно пуски осуществлялись именно с иранской территории, что увеличило время подлета и позволило Израилю и его союзникам сбить большую часть дронов:
«Я думаю, что задача этого удара была сделать максимально информационного шума, при этом не нанести серьезный удар Израилю для того, чтобы не вызвать ответную реакцию и не подвести всю ситуацию к войне».
Политолог и наш постоянный автор Сергей Станкевич полагает - то, что произойдет дальше, станет испытанием для сил на Ближнем Востоке и за его пределами. Американцы считают, что настоящей целью атаки Ирана было не нанесение ущерба Израилю, а тестирование работы его ПВО «на случай настоящей войны». Также Тегераном были получены ценные разведданные по работе американских средств ПВО, которые и снесли основной вклад в отражение удара. Кстати, в нем было задействовано 2-3 сотни ударных средств. А тг-канал Корпуса стражей исламской революции сообщает, что не менее 2 тысяч ракет, готовых атаковать Израиль, размещены по всему Ирану.
Автор специализированного тг-канала пишет:
«Иран — первая страна, которая решилась на удар по Израилю не посредством прокси, как многие предсказывали, а напрямую со своей территории. Да, по неофициальным каналам, дабы не усугублять ситуацию до крайности, об этом были осведомлены США. И тем не менее это было сделано, что, безусловно повысило авторитет Ирана среди стран Ближнего Востока. Фактически Иран унизил все арабские страны, которые молча наблюдают даже за тем, как Иордания открыто встала на защиту Израиля. Обновленные данные свидетельствуют о том, что хотя большинство воздушных целей были поражены, несколько ракет все же достигли целей. Это говорит о том, что при более массовом запуске ракет Иран способен нанести ущерб Израилю».
Будет ли продолжение? Чем ответит Израиль? И как это может повлиять на предоставление военной помощи США Украине? Об этом сегодня поговорим с экспертами PublicO.