ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Между Сианем и Хиросимой
Автор: Андрей Русаков, директор Центра европейско-азиатских исследований (Россия, Екатеринбург)

Между Сианем и Хиросимой

 

В середине мая в Китае, в городе Сиань, состоится саммит «Китай – Центральная Азия». Это станет новым этапом в обсуждении реализации масштабных проектов сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь». Ориентация центральноазиатских стран на сотрудничество с Поднебесной полностью объяснима и ведущими макроэкономическими прогнозами – согласно последнему обзору МВФ страны «большой семерки» входят в длительную рецессию, а экономика Китая вырастет в этом году на 5,2% с устойчивым ростом в ближайшие годы. Но и для Китая поддерживать подобные темпы роста в долгосрочной перспективе будет возможно лишь с созданием транспортных трансазиатских коридоров, в том числе и давно обсуждаемого через территорию Кыргызстана и Узбекистана. Но на этом пути возникают и определенные политические риски, самый главный из которых должен содержаться в ответе на проект «Партнерство по глобальной инфраструктуре и инвестициям» (Partnership for Global Infrastructure), инициированного «большой семеркой» в прошлом году и, возможно, будущей темой предстоящего также в мае ее саммита в Хиросиме.

Выход Китая из режима коронавирусных ограничений стал по-настоящему знаковой новостью для мировой экономики. Пандемия сильно сказалась на товарных потоках евразийского континента. Один из крупнейших и платежеспособных рынков оказался ограничен, что повлекло сильные экономические   последствия для ближайших стран. Но самый сильный удар пандемия нанесла по реализации инициативы «Пояс и путь». Активно идущие проекты и переговоры, в том числе и о сопряжении данной инициативы с ЕАЭС были приостановлены. Дополнительной нагрузкой на проекты   создания транспортных коридоров стали обострившиеся в недавнее время межгосударственные конфликты на постсоветском пространстве – между Таджикистаном и Кыргызстаном, Арменией и Азербайджаном, Россией и Украиной. Не говоря о уже о захвате власти талибами (запрещены в РФ) в вечно неспокойном Афганистане. С другой стороны, часть этих конфликтов уже находилась в тлеющем состоянии и создаваемые транспортные коридоры уже будут связаны с перспективами дальнейшего урегулирования конфликтов и произошедшими территориальными переменами. Так, в данный момент, вся акватория Азовского моря ныне конституционно входит в состав Российской Федерации, делая его внутренним морем, как и ряд других бывших территорий Украины.  

На этом фоне объявленное на днях ВОЗ завершение пандемии коронавируса оставляет, скорее всего, это фактор снижения экономической активности в прошлом и позволяет вернуться к «Поясу и пути». Возникшая задержка с реализацией этой инициативы   даже позволила более тщательно подойти к вопросам разработки будущих маршрутов. Судя по всему, одним из знаковых становится строительство   железной дороги «Китай-Кыргызстан-Узбекистан», которая свяжет Китай с европейскими железными дорогами через Туркменистан, Иран и Турцию, а также с железными дорогами России и Казахстана. По предварительным расчетам Киргизия будет ежегодно получать 200 млн дол за транзит китайских грузов по своей территории, хотя ряд экспертов считает эти цифры завышенными.  Возможные суммы за транзит китайских грузов по территориям других стран также могут быть близки к таким показателям. Однако на пути данного проекта возникают не столько экономические, сколько политические риски, с которыми необходимо работать, так как пренебрежение ими может свести на нет все экономические плюсы.

Учитывая особенности политической системы Кыргызстана, данный проект вполне может быть объектом политической и электоральной борьбы, что уже было в момент решения пограничных вопросов Кыргызстана и Узбекистана. Кстати, в свое время четвертый президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев уже высказывался против данного проекта и, учитывая возможный вариант возвращения его сторонников во власть, строительство данной железной дороги может быть заморожено. Немаловажным риском следует признать и возможные перемены во власти в Турции по итогам президентских и парламентских выборов, с потенциальным изменением ее внешнеполитического и внешнеэкономического векторов.

Однако наибольший риск все-таки кроется в реализации объявленного в прошлом году «большой семеркой» «Партнерства по глобальной инфраструктуре и инвестициям» (Partnership for Global Infrastructure). Именно данный проект позиционирован как основная альтернатива китайскому «Поясу и пути» для центральноазиатских стран. Учитывая, что американские и европейские эмиссары зачастили в столицы этих государств, можно допустить, что и данная тема находится в русле их встреч. Тем более, что тренд подачи любой китайской инициативы у западного мира готов – это всегда трактуется как создание большого объема государственного долга у своих партнеров с получением дальнейшей возможности воздействия на их политическое поведение. 

Так что именно два ближайших саммита – в Сиане и Хиросиме – смогут ответить с кем останутся государства Центральной Азии. «Сидеть на двух стульях», как часто принято называть декларируемую «многовекторность», в этом вопросе не получится. Дело будет строит сотен миллиардов долларов и такими суммами не рискуют. Ни в Китае, ни в «большой семерке».

Голосование
Дебаты
Новости партнеров