ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Мировая рецессия стучит в окно

Мировая рецессия стучит в окно

Мировые рынки выдохнули.


Швейцарский банк Credit Suisse вчера сумел убедить инвесторов и биржи, что справится с нехваткой капитала и ликвидности. Рынки, хорошо помнящие банкротство казавшегося незыблемым столпом банка Lehman Brothers, положившего начало обвалу 2008 года, радостно подхватили мантру о том, что дела у швейцарского гиганта не так уж и плохи. Осталось лишь заменить зарвавшихся и гадких топ-менеджеров на честных и пушистых. Как в сериале «Миллиарды», где обаятельного мошенника Бобби Аксельрода во главе инвестиционной компании меняет нудноватый моралист Майкл Принс.


У Credit Suisse история покруче, чем в кино: банк активно занимался отмыванием денег мозамбикских чиновников и болгарских кокаиновых баронов, различных диктаторов, преступников и коррупционеров. 


Но никакие кадровые перестановки, что в жизни, что в сериале, не меняют акулью природу крупных инвестиционных структур. Для мировой экономики в этой истории хуже другое. «Credit Suisse не станет вторым Lehman Brothers. Но показательна реакция рынка. Она говорит о том, что он  опасается уже не только ужесточения монетарной политики, ошибок центробанков и замедления роста мировой экономики — появляются и сомнения в работоспособности самого рынка в нынешних условиях после многих лет низких ставок», — говорит главный экономист Allianz, бывший глава инвестиционного гиганта Pimco Мохаммед Эль-Эриан.


«Это кризис центральных банков»


Российский биржевой аналитик Сергей Блинов на ФИНАМе пишет: «Индекс S&P500 в сентябре снизился до 3763 пункта. Это на 14% ниже, чем в сентябре прошлого года (худший темп с 2009 года). Индекс сейчас (3763) на 19,8% ниже, чем пик в декабре 2021 (4690), и это тоже худшая просадка с 2008—2009 годов. Это пятый месяц падения. Темпы начали замедляться еще с апреля 2021 года».


Эти данные неумолимо говорят о приближении глобального экономического кризиса. Еще один важный индикатор — цены на жилье в США — демонстрируют самое большое ежемесячное падение с 2009 года. В основе угрожающей миру рецессии лежит ускорение инфляции, вызванное разрывом цепочек поставок и триллионными вливаниями в экономику во время пандемии. Ситуацию усугубил конфликт на Украине и санкции, вызвавшие рост цен на энергоносители. Чтобы обуздать инфляцию, мировые центробанки вынуждены резко повышать ставки, тормозя тем самым экономический рост. При этом цены в ЕС растут быстрее американских уже два месяца подряд, риски рецессии и падения доходов населения в ЕС также выше, чем в США.


По просьбе PublicO ситуацию комментирует Алексей Бачеров — управляющий активами УК ФБ Август, управляющий партнер Инвестиционного партнерства ABTRUST, преподаватель ВШЭ и автор книги «Азы инвестиций. Настольная книга начинающего инвестора»:


— Не вижу, что может остановить наступление мировой рецессии. Если только маловероятная сейчас деэскалация украинского конфликта, что привело бы к частичному снятию антироссийских санкций и оживлению мировой торговли. Все мировые финансовые институты прогнозируют на ближайшее время высокие темпы инфляции, опережающие рост ВВП. Нынешняя рецессия — это кризис центральных банков, которые погасили кризис 2008 года за счет различных программ количественного смягчения, по сути, путем раздачи необеспеченных денег при низких ставках. Россия — полноправный участник международной торговли. Поэтому рецессия и нас коснется, так как, во-первых, неизбежно упадут цены на сырье, а во-вторых, наши стратегические партнеры Китай и Индия также не смогут ее избежать. Другое дело, что мы и без мировой рецессии уже сильно упали, так что дальнейшее снижение, возможно, будет не столь глубоким, как в Европе и США.


— На пользу российской экономике пойдут также дедолларизация и разрыв экономических и финансовых связей с недружественными странами, считает главный макроаналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Наш зеленый PMI


На днях российское правительство одобрило параметры 3-летнего бюджета, по которым нас ждет значительно более высокий дефицит в 2023—2024 годах, чем предполагалось в июньских бюджетных проектировках. Так, в будущем году бюджетный дефицит составит 2,9 трлн руб. (2% ВВП), в 2024 году — 1,4% ВВП. Доля нефтегазовых доходов будет снижаться — с 42,1% общих доходов бюджета в 2022 году до 30,3% в 2025 году. Это объясняется прогнозируемым снижением среднегодовой цены российской нефти Urals с 80 долл./барр. в 2022 году до 65 долл./барр. в 2025 году и сокращением объемов добычи в связи с потерей западных рынков сбыта.


Ситуация с добычей и экспортом газа продолжает ухудшаться. По итогам 9 месяцев этого года — минус 17,1% по добыче и минус 40,4% по экспорту по сравнению с аналогичным периодом 2021 года. На внутреннем рынке по итогам 9 месяцев спрос на газ упал на 4,1%.
Негативной статистики хватает по самым разным отраслям. Но вот российский Индекс деловой активности в производственной сфере PMI в секторе обрабатывающей промышленности в сентябре составил 52 пункта, что больше по сравнению с августом (51,7). Пятый месяц подряд индекс находится в позитивной «зелёной» зоне выше 50 пунктов, что говорит о росте деловой активности. Индекс в сентябре стал максимальным с весны 2019 года, то есть благостного года — до пандемии и начала СВО!


Можно вполне обоснованно предполагать, что если не будет запредельной эскалации конфликта, с введением глобальных «адских» санкций и с участием наших нынешних азиатских партнеров, то Россия сможет пройти неизбежную мировую рецессию в смягченной форме.


Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO.

Голосование
Дебаты
Новости партнеров