- Главное, ни шагу назад, миссис Трасс! Мы на вас очень надеемся. Никакие сиюминутные британские финансовые интересы не могут быть важнее демократии и свободы! Доведете свою мысль до реализации — сможете претендовать на получение знака «За взаимодействие», — написала в Telegram официальный представитель нашего МИДа Мария Захарова.
Такой современный вариант «нашего ответа Чемберлену» после свежих угроз британского министра иностранных дел Элизабет Трасс. В минувшие выходные она сообщила, что Лондон готовится в случае российского вторжения на Украину ввести санкции против российских энергетических компаний. Также будут заморожены активы людей и организаций, обладающих «стратегической значимостью» для России. Лицам, которые попадут в список, будет запрещен въезд на территорию Британии.
В эфире Sky News Элизабет Трасс рассказала, что в соответствии с готовящимся проектом ужесточения санкций собственность «российских олигархов» в Лондоне может быть конфискована. Законопроект, по ее словам, позволит Британии «бить по более широкому спектру целей». Нынешнее законодательство страны позволяет вводить санкции только против людей и организаций, непосредственно связанных с ситуацией вокруг Украины, а новый документ позволит распространить ограничения на любые компании, «интересные Кремлю».
У предприятий и людей, которые «служат опорой российского государства» и на которых нацелен законопроект, «не получится спрятаться», подчеркнула министр. Она допустила, что в этом случае может пострадать и британский бизнес, однако подчеркнула, что «демократия и свобода важнее, чем сиюминутные финансовые интересы».
Несколько ранее в британской прессе сообщалось, что премьер Великобритании Борис Джонсон, в отличие от большинства своих европейских коллег, поддерживает идею отключения России от системы международных межбанковских сообщений SWIFT. «Телеграф» также писал, что, по мнению главы правительства, возможные санкции «не могут исключать» «Северный поток-2».
Жестко стелят
Еще несколько лет назад, в более мирные времена, в ходу был термин Лондонград, описывающий жизнь русских нуворишей, перебравшихся в Британию. И этот мир, уйдя в тень более масштабных информационных поводов, никуда не делся. Вот, например, прошлогодняя история с иском бывшей супруги российского миллиардера и экс-сенатора от Краснодарского края Фархада Ахмедова Татьяны к собственному сыну Темуру.
Высокий суд Лондона установил, что Темур Ахмедов на протяжении нескольких лет помогал отцу прятать от матери присужденные ей в ходе развода в 2016 году почти 600 миллионов долларов, участвуя в выводе семейного богатства из зоны досягаемости правосудия, и теперь должен будет выплатить ей почти шестую часть от этой суммы. Наверное, он как-нибудь справится. Парень, которому нет и 30 лет, владеет квартирой в самом дорогом жилом комплексе Лондона «One Hyde Park», по соседству с украинским олигархом Ринатом Ахметовым и вице-премьером Катара. У него солидная недвижимость во Франции, целая коллекция супер-каров и т.д.
Сейчас в Лондоне проживают около 100 тысяч состоятельных граждан из России, многих из которых британские правоохранительные органы в разное время отказались выдавать России. За последнее десятилетие население Лондонграда выросло вдвое – с 45 тысяч в 2012 году.
Среди них – много хорошо известных уважаемых людей: Роман Абрамович, Алишер Усманов, Елена Батурина, Андрей Бородин (Банк Москвы), Владимир Махлай («Тольяттиазот»), Евгений Швидлер («Сибнефть»), Андрей Андреев (Bumble, Badoo).
В 2015 году аналитики Deutsche Bank проанализировали данные российского и английского Центробанков и пришли к выводу, что с 2006 года из РФ в Великобританию через секретные схемы и счета ушло около129 млрд дол. Более свежих цифр я не нашел, но можно предположить, что за прошедшее с 2015 года время много чего еще утекло по транзитному маршруту Москва-Лондон.
Формированию Лондонграда способствует мягкий по сравнению с другими западными странами налоговый режим, комфортность ведения бизнеса и облегченный режим декларирования доходов. Этим пользуются, надо сказать, не только русские богачи. На Альбионе множество непонятно как разбогатевших арабов, африканцев, украинцев, казахов, узбеков и представителей других наций.
Время от времени англичане сурово сдвигают брови и начинают угрожать. 4 года назад даже был введен в действие Закон о криминальных финансах. Кое-кого пощипали, но в целом ситуация мало изменилась.
- Британцы хотят увидеть, как правоохранительные органы привлекают к ответственности очень богатых людей, которые напрямую связаны с Владимиром Путиным. Тех, чье богатство могло стать следствием их отношений с ним.
(Министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон).
- Британии следует перестать служить российскому клановому капитализму. Я не прекращу требовать изъятия российских денег из нашей политической системы.
(Глава Лейбористской партии Джереми Корбин).
Обе цитаты из 2018 года. С тех пор поменялись только должности – Джонсон стал премьером, а пост лидера партии перешел к Киру Стармеру.
Так что трудно не согласиться со скептическим комментарием к угрозам Элизабет Трасс председателя комиссии Совфеда по защите государственного суверенитета РФ Андрея Климова. По его словам, гонения на российских олигархов вызовут отток капиталов из Соединенного Королевства, "например, в Гонконг или Цюрих". А сама Британия может утратить репутацию надежной финансовой гавани.
Любопытно, что несмотря на геополитические пертурбации последнего времени, двусторонние экономические связи между нашими странами стабильно укрепляются. Соединенное Королевство занимает 8 место среди наших основных торговых партнеров. За 9 месяцев 2021 года товарооборот России с Великобританией составил 18,7 млрд дол, увеличившись на 2,21% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года. Экспорт России в Великобританию за 9 месяцев 2021 года составил 15,7 млрд дол, а импорт из Великобритании составил почти 3 млрд дол. У России солидный профицит, но за прошлый год он несколько уменьшился в пользу Лондона.
Так что, осмелюсь предположить, угрозы наследницы Чемберлена и едкие замечания Захаровой в ее адрес останутся лишь эпизодом в словесной пикировке дипломатических дам.
И не видать Трасс российской медали.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO