
В минувшую субботу, 3 июля, президент страны Владимир Путин подписал указ об утверждении новой версии Стратегии национальной безопасности России. Предыдущий текст документа был опубликован еще в 2015 году, и теперь настало время его менять - согласно федеральному закону о стратегическом планировании, этот бессрочный документ должен обновляться как минимум раз в шесть лет. Проект новой версии больше года создавался рабочей группой Совета Безопасности РФ.
Несмотря на такой плановый и, казалось бы, рутинный характер документа, он многое говорит об оценке властью текущей ситуации в стране и мире, приоритетах государства в перспективе ближайших лет и служит своеобразным камертоном для чиновников при принятии решений. За прошедшие шесть лет в мире изменилось действительно очень многое - и эти изменения нашли отражения в стратегии.
О качестве жизни замолвите слово
Первым бросается в глаза то, что в общих положениях новой стратегии, где обычно даются лишь сведения о статусе документа, законодательной базе для его разработки и основных понятиях, впервые появились два ярких акцента.
Во-первых, в самом первом пункте в качестве основного источника ценностей и принципов развития страны названа Конституция России, поправки к которой вступили в силу летом прошлого года. Во-вторых, цитата из этого пункта может служить эпиграфом ко всему документу: “Только гармоничное сочетание сильной державы и благополучия человека обеспечит формирование справедливого общества и процветание России”.
В соответствии с этим положением в новом документе, действительно, существенно изменен перечень национальных интересов страны. Если в предыдущей версии на первое место в списке авторы поставили задачу по укреплению обороны и суверенитета, то сегодня - видимо, после потрясшей самые основы безопасности всемирной пандемии коронавируса - на первое место вышла гуманистическая задача по “сбережению народа страны”, развитию человеческого капитала, повышению качества жизни и благосостояния граждан.
Другой важный пункт - дополнительное декларирование необходимости утвердить верховенство права в стране. Об этом говорит появление в перечне нацинтересов пункта о развитии законности, искоренении коррупции, защите граждан и всех форм собственности от противоправных посягательств. Похожие положения фигурировали и в предыдущей версии, однако они не были вынесены в список национальных интересов.
Добавились к данному списку и совершенно новые, ставшие особенно актуальными в последние годы, положения. В частности, национальными интересами признаны развитие “безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия”, развитие российской экономики “на технологической основе”, а также охрана окружающей среды и адаптация к изменениям климата.
При этом исчез из интересов пункт о “закреплении за Россией статуса одной из лидирующих мировых держав”. Вместо него появилась более скромная задача - “укрепление мира и безопасности, правовых основ международных отношений”. Впрочем, вряд ли это означает отказ от устоявшейся позиции России как борца за многополярный мир.
При этом список национальных приоритетов в общем повторяет перечень национальных интересов и не претерпел существенных изменений по сравнению с предыдущей стратегией, за исключением того, что лапидарный пункт “Культура” расширен до “Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти”. Впрочем, такая формулировка отражает традиционные взгляды властей и не является сюрпризом.
Дальнейший текст стратегии, конкретизирующий способы достижения национальных интересов и приоритетов, подтверждает разворот к гуманизму: если предыдущая стратегия с самого начала достаточно подробно описывала, как эффективно использовать военный потенциал государства, то новый документ ориентирован на развитие потенциала человеческого. “Талант народа лежит в основе государственности”, - провозглашает стратегия, предлагая сосредоточить усилия на повышении рождаемости и уровня жизни россиян.
Декларация или практический документ?
Таким образом, документ, подписанный президентом, ориентирован на конкретные стороны человеческой жизни и в большей степени, чем предыдущая редакция, описывает задачи внутренней, чем внешней политики. Его авторы уверены, что основой национальной безопасности должно быть благополучие каждого отдельного человека.
Однако таких масштабных документов федерального значения, которые задают общий тон государственной политике, самих по себе, безусловно, недостаточно для реализации заявленных в них целей. Предполагается, что в будущем будут приняты нормативные акты более мелкого уровня, которые будут определять конкретные мероприятия, цели и средства достижения этих глобальных задач.
“После принятия стратегии будет разработан и утвержден план ее реализации с указанием конкретных сроков и ответственных лиц. Кроме того, задачи, предусмотренные в стратегии, должны быть отражены в других документах стратегического планирования, в том числе в социально-экономической сфере” - рассказал в интервью “Интерфаксу” заместитель секретаря Совета Безопасности РФ Сергей Вахруков.
Практическая важность текста состоит в том, что положения стратегии обязательны для выполнения всеми органами власти, а ее реализация контролируется в рамках государственного мониторинга национальной безопасности. Итоги мониторинга и предложение по дальнейшей реализации стратегии ежегодно докладывает президенту России секретарь Совета безопасности.