
Мировой туризм переживает колоссальный кризис: Всемирная туристическая организация (United Nations World Tourism Organization, UNWTO) заявила, что падение отрасли составило 85% за два года. Крах международного туризма из-за пандемии коронавируса может привести к потере более 4 триллионов долларов мирового ВВП в 2020 и 2021 годах. Как ни парадоксально, у российских турнаправлений на этом фоне есть шансы не просто выжить, но и вырасти.
В своем докладе UNWTO отмечает, что больше всего пострадал от пандемии туристический сектор развивающихся стран Азии, Океании и Северной Африки, которые потеряли в прошлом году от 60% до 80% иностранных туристов. Меньше всего COVID-19 сказался на этой отрасли в развитых странах Северной Америки, Западной Европы и Карибского бассейна. Государства этих регионов сначала смогли сдержать сильное распространение вируса, а позже - обеспечить высокий уровень вакцинации населения, что привело к снятию многих ограничений.
Восстановление турпотока в благополучных странах также будет значительно более быстрым, чем там, где уровень вакцинации останется низким и сохранятся все сдерживающие туризм факторы: ограничения на поездки, низкая уверенность путешественников в безопасности и плохая экономическая обстановка.
Эксперты UNWTO предполагают, что мировой туризм в 2021 году продолжит постепенно набирать обороты, хотя появление “дельта”-штамма коронавируса и может послужить введению новых ограничительных мер. Согласно умеренно оптимистичному сценарию, мировая туристическая отрасль сможет восстановиться до уровня 2019 года уже в следующем году, однако в соответствии с более консервативной оценкой для этого может потребоваться более трех лет.
День простоять да ночь продержаться
Весной 2020 года Россия и другие страны начали постепенно закрывать свои границы, а острожное снятие ограничений началось лишь в сентябре, когда летний пик отпусков уже прошел. То есть в прошлом году фактически единственной возможностью для летнего отдыха россиян стали отечественные просторы. По итогам прошлого года объем выездного турпотока из России сократился на 77,5% по сравнению с предыдущим периодом.
Пандемия катком проехала и по отечественным компаниям - Ростуризм оценил общие потери туристической индустрии РФ в прошлом году более чем в 1,3 трлн рублей. Однако наши курорты пострадали все же не так сильно. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), общий поток внутренних туристов в России по итогам 2020 года сократился на 35-40%, до 40 миллионов - то есть вдвое меньше, чем выездной.
Несмотря на то, что российская туристическая индустрия, по данным Банка России, оказалась одной из самых пострадавших отраслей экономики за период пандемии (объем входящих платежей в августе прошлого года отставал от докоронавирусной «нормы» на 54%), массового закрытия туроператоров, отелей, гостиниц удалось избежать, во многом благодаря господдержке.
Согласно результатам онлайн-опроса KPMG, за ее получением обращались 87% участников индустрии. Наиболее востребованными мерами стала отсрочка налогов и обязательств по несостоявшимся турам, субсидирование расходов на заработную плату и кешбэк за покупку туров по России. Особенно хорошо показала себя программа туристического кешбэка: как минимум 20% дополнительного турпотока регионы получили именно благодаря ей, сообщила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
Российская туристическая отрасль даже смогла предложить гражданам ряд новых отечественных направлений. Например, впервые были запущены чартерные рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга в республики Алтай и Хакасия, перелеты в Республику Бурятия с дальнейшим трансфером туристов на Байкал, а также в города-курорты на Балтийском море: Светлогорск, Зеленоградск, Янтарный. Открытием года стал Дагестан - турпоток туда вырос на 20%.
Благоприятные прогнозы
Сейчас внутренний туризм восстанавливается гораздо более быстрыми темпами, чем поездки зарубеж. «Количество пассажирских кресел на внутренних авиалиниях в Китае и России уже превысило докризисный уровень», — говорится в сообщении UNWTO.
Исследование Ipsos также показало, что не планируют путешествия в 2021 году лишь 16% россиян. Остальные намерены отдохнуть, причем 69% из них рассматривают в качестве места дислокации именно Россию. 70% россиян планируют пляжный отдых, еще 47% хотят посетить друзей и родственников.
Неожиданно популярным (30%) оказался вариант различных походов - эксперты связывают его с желанием сблизится с природой после длительного пребывания в квартирах на самоизоляции и удаленной работе.
Впрочем, позитивные прогнозы на туристический сезон 2021 года в России сбудутся в том случае, если власти российских курортных направлений смогут сдержать распространение болезни и не допустят закрытия направлений. Глава Крыма Сергей Аксенов уже сообщил о вероятности закрытия туристического сезона в регионе, так как в последние дни в Крыму фиксировались более 400 случаев заражения COVID-19 в сутки, а ковидные стационары почти полностью заполнены.
Впрочем, эксперты считают, что даже при дальнейшем ухудшении эпидситуации власти регионов попытаются сделать все возможное, чтобы только не закрывать доступ для туристов, за счет доходов от которых живут многие местные жители.
"Сейчас в Крыму режим даже более лояльный, чем в Краснодарском крае, где с 1 июля требуют ПЦР-тесты, а с 1 августа будет введена вакцинация. Поэтому не думаю, что это произойдет… Нужно будет решать вопросы по возврату средств для тех, кто уже приобрел и оплатил туры, в таком случае, а кто будет нести это бремя?” — сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин "Ленте.ру".
Несмотря на все позитивные тенденции, полного восстановления туротрасли в России не приходится ждать ни в этом, ни, скорее всего, в следующем году, сходятся во мнении эксперты. “Полноценное возвращение к докризисным показателям может занять от двух до пяти лет в зависимости от дальнейшего развития событий. Компаниям отрасли придется отдавать долги, и это будет сложно. Часть предпринимателей решит сменить профиль деятельности, часть уйдет из бизнеса”, - прогнозирует председатель правления Союза ассоциаций автоперевозчиков пассажиров «Регионы» Олег Куксов.
Время решать проблемы
Пандемия даст российским компаниям стимул пересмотреть свои подходы к организации отдыха, считает главный советник руководителя Аналитического центра профессор Леонид Григорьев.
"В 2020-2021 годы эпидемиологическая обстановка будет серьезно сдерживать все виды туризма в мире и в России, что дает время для развития инфраструктурного и институционального, внутренней рекреации и туризма с тем, чтобы расширить возможности полноценного отдыха внутри страны, всех видов спортивного, познавательного туризма для обеспечения улучшения здоровья нации и развития человеческого капитала по мере снятия карантинных ограничений”, - уверен он.
Основные проблемы туристической отрасли в России давно известны и не изменились на фоне пандемии. Один из системных вопросов - нехватка качественных отелей, сравнимых по соотношению “цена-качество” с аналогами в других странах. Например, отдых в четырех- и пятизвездочных отелях на фешенебельных Сейшелах и Мальдивах оказался дешевле отдыха в гостиницах аналогичного класса на российских "югах", рассказал вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Дмитрий Горин в эфире "Говорит Москва".
Общее низкое качество объектов размещения, транспорта и сервиса являются основными проблемами туристического сектора в России. “Стимулирование развития и повышения конкурентоспособности российских курортов может способствовать улучшению состояния экономики страны за счет притока иностранного капитала и создания новых рабочих мест”, - уверены авторы бюллетеня Аналитического центра при правительстве РФ.
Хотя эксперты и не видят существенного риска разорения для отечественных компаний и предпринимателей, занятых в сфере, однако указывают, что им необходимо держать руку на пульсе и вовремя предлагать клиентам нужные форматы. Опрос участников туристической индустрии KPMG показал, что рынок ждет достаточно серьезное изменение предпочтений туристов после пандемии. Переориентация на внутренний туризм станет одним из позитивных итогов этого периода, но чтобы получить от этого фактора максимальную прибыль, компаниям необходимо разрабатывать новые предложения и маршруты по России, в том числе комплексные, авторские туры.
Эксперты также предсказывают рост популярности уединенных видов отпуска в сравнении с массовыми. Это также должно стимулировать компании предоставлять индивидуальные услуги вместо групповых и работать с малыми группами.
От того, справятся ли участники рынка с этими задачами, зависит то, куда вернется российский турист после пандемии - на пляжи условной Турции и Греции или на берега Байкала и Крыма.