ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Потолки и стратегия

Потолки и стратегия

Сегодня председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен огласит детали энергетического плана Евросоюза на ближайшие месяцы, в котором, как уже известно, не предусмотрено введение предельных цен на российский газ.

Между тем, российские нефтяные поставки в Европу будут фактически запрещены с 5 декабря, и страны G7 к этой дате привязали введение лимита цен на российскую нефть. «Мы подтверждаем наше совместное политическое намерение ввести всеобъемлющий запрет на услуги, позволяющие осуществлять морские перевозки сырой нефти и нефтепродуктов российского происхождения по всему миру, — говорится в совместном заявлении G7. — Предоставление таких услуг будет разрешено только в том случае, если нефть и нефтепродукты приобретаются по цене или ниже цены (ценовой предел), которая будет определяться широкой коалицией стран».

            Уровень потолка пока неизвестен, механизм его введения непонятен, но американцы уже грозят нарушителям вторичными санкциями. В то же время Россия уже заявила, что не будет поставлять нефть в страны, устанавливающие потолок цен.

            По данным ФТС, в прошлом году на сырую нефть и нефтепродукты пришлось 37% выручки от общего российского товарного экспорта. РБК сообщал, что сейчас около 50% российской нефти, вывозимой из портов, транспортируется танкерами, принадлежащими греческим судовладельцам. 90% судов в мире страхуется британскими страхователями.

            Другими словами, лимитирование цены на нашу нефть может серьезно ударить по важнейшему для России источнику доходов. А в сочетании с набирающим скорость процессом ухода российского газа с европейского рынка это ставит под вопрос статус России как крупнейшей энергетической державы.

            Поиски баланса

            Причины отказа от введения газового потолка очевидны. Полностью заменить выпадающие объемы российского газа сейчас невозможно или, точнее, очень дорого. В интервью "Парламентни листы" чешский эксперт в области энергетики Владимир Штепан говорит: «Россия поставила в Европу около 200 миллиардов кубометров газа за год, из которых в Европейский Союз ушли 150 миллиардов. Такое количество газа невозможно заменить не только к зиме 2022 — 2023, но и в ближайшие несколько лет. Европейский Союз и Чешская Республика приняли решение о том, что российский газ в Европейский Союз будут перепродавать продавцы со всего мира. Вместо десяти крон за кубометр по долгосрочному контракту с Российской Федерацией мы будем покупать российский газ в виде так называемого СПГ на биржах за 50-80 крон за кубометр. Так что только за зимний период с октября 2022 по март 2023 года за отопление домов мы будем платить на сто тысяч крон больше, чем год назад».

            Не меньшее экономическое недоумение вызывает и идея нефтяного потолка. Ведь совершенно очевидно, что неминуемое сокращение поставок и перекосы рынка вызовут рост цен, ускорение инфляции. В том числе и в США, где скоро промежуточные выборы в Конгресс. В интервью PublicO известный эксперт в области энергетики Станислав Митрахович говорит: «Что касается предельных цен на нефть, эффективно этот механизм не будет работать без присоединения к нему Китая и Индии, а они присоединяться не будут».

            Индийский министр энергетики недавно по этому поводу высказался довольно грубо – будем покупать то, что хотим, у тех, у кого хотим. Китаю выгодна российская нефть, как альтернатива ближневосточной. Ведь последнюю транспортируют в Китай через Малаккский пролив, который в случае конфликта США заблокируют. А еще есть ОПЕК с Саудовской Аравией, которые далеко не в восторге от планов Запада залезть в их нефтяной курятник. В Вашингтоне и Брюсселе все это понимают. Но там сегодня принимаются политические решения в ущерб экономическим интересам.

            В конечном итоге баланс будет найден. ЕС и Запад в целом откажутся от нашего нефтегаза. Мы откажемся от их рынков. Происходит именно то, о чем еще в марте говорил нам эксперт ФНЭБ Игорь Юшков: обмен рынками сбыта между Россией и арабами. Мы им отдаем Европу, они нам – Азию.

            Но если в случае с нефтью все более-менее очевидно, то газовая отрасль России внушает опасения.

            Начальник управления "Газпрома" Кирил Полоус сегодня, говоря о поставках в Китай, сообщил: «Совокупные законтрактованные объемы составляют 48 млрд куб. м. С высокой долей вероятности, после выхода на указанный объём поставок Россия может стать самым крупным поставщиком газа в КНР. При этом важно и то, что, развивая сотрудничество в газовой отрасли, Россия и Китай не увеличивают взаимную зависимость до критических значений". Это замечательно, но никак не замещает европейские 150 млрд кубов. А в другие азиатские страны у нас газопроводов нет. Остаются только морские поставки СПГ, мощностей по производству которого у нас маловато.

            Тревожные звоночки подает бюджет России. В июне-августе отмечено ухудшение его показателей в стоимостном выражении. Совокупные доходы снизились на 12,8% год к году, включая ненефтегазовые доходы (-13,7% в августе) и поступления от импорта (42-54% от годового плана). Также отмечено начавшееся снижение нефтегазовых доходов (-3,4%). Как отмечают специалисты, к декабрю дефицит может дойти до 4,6 трлн руб, поскольку реализуются масштабные программы социальной поддержки населения, инфраструктурные проекты и льготное кредитование базовых отраслей.

            ВВП во втором квартале, по новым оценкам Росстата, сократился на 4,1%. «Оперативные индикаторы свидетельствуют о сохранении выпуска ниже уровней 2021 года и в третьем квартале. Снижение экономической активности носит комплексный характер и сопровождается изменением спроса и предложения», — комментирует Банк России. Аналитики телеграм-канала MMI подсчитали, что экономика РФ уже откатилась более чем на четыре года назад: ВВП во втором квартале был на 0,6% ниже, чем во втором квартале 2018 года.

            Процесс нелинейный, есть и поводы для оптимизма. Так, вчера ЦБ сообщил о положительном сальдо операций с банковским сектором в 1, 467 трлн руб. То есть банки активно запрашивают у ЦБ дополнительные средства для финансирования национальной экономики, ведь спекулятивные операции на валютном и фондовом рынках практически прекратились.

            Каковы ваши дальнейшие планы?

            От противоречивых сигналов наших экономических грандов нет ощущения целостного восприятия действительности. То мы сами справимся, и никто нам не нужен. То у нас в союзниках великий Китай и не менее великая Индия. То вдруг в прессу сливается некий секретный доклад российского правительства о том, как у нас все рухнет, а правительство его не опровергает, хотя и называет «страшилками».

            А мир меняется с пугающей скоростью. От властей общество ждет внятной стратегии выживания и развития национальной экономики в условиях противостояния с Западом и неминуемой смены энергетической модели. Как будем возмещать выпадающие расходы? Какие отрасли требуют особого внимания? Перспективы ТЭК? И еще много очевидных вопросов.

            Варианта ответа, что правительство само еще очень многого не знает, не существует. Должно знать.

            Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров