
В сегодняшнем номере The Washington Post опубликована статья довольно известного американского публициста Роберта Кейгана «Что нам следует ожидать после завоевания Путиным Украины». Кейган утверждает, что на признании Россией ДНР и ЛНР ее наступление на позиции Запада не завершится, и в дальнейшем опасность может угрожать также странам Прибалтики и Польше. Во всяком случае у США и их союзников остается мало возможностей сдерживания России.
Основную ответственность за случившийся коллапс публицист возлагает не на администрацию Байдена, не на беспечность ее западноевропейских союзников, но на возобладавшую внутри американского политического класса с 2012 года концепцию недопустимости «войн на двух фронтах», обусловившую необходимость попыток умиротворения либо российских, либо китайских «реваншистских» амбиций. Америка при Байдене всячески пыталась развести Россию с Китаем, натыкаясь на упрямое и глухое недоверие Москвы любым мирным инициативам Вашингтона. Кейган, один из ведущих неоконсерваторов, супруг первого заместителя государственного секретаря США Виктории Нуланд и один из главных идеологов интервенции США в Ирак, явно выражает точку зрения, что США способны вести войну на два фронта — и против России, и против Китая, уже обозначившего свои претензии на Тайвань и морское доминирование в Южно-Китайском море. Кейган ссылается на пример борьбы одновременно с Германией в Европе и с Японией в Азии, которую США вели в 1943-45 годах. По мнению Кейгана, США и сейчас вполне в состоянии проводить политику «одновременного сдерживания» России и Китая.
Аргументов в пользу преимуществ такой политики Кейган, однако, не приводит. С его точки зрения, бессмысленно стараться расколоть две державы, которые и без того имеют между собой мало общего, но которые сцеплены общим желанием изменить ход истории и доказать Евро-Атлантике, что период ее гегемонии завершился. Очевидно, что данный текст Кейгана отражает ведущиеся сейчас внутри американского политического класса дискуссии относительно того, какую большую стратегию следует принять Америке в ситуации одновременного противостояния с двумя евразийскими гигантами. Кейган явно расходится с теми, кто полагает, что играть надо на Россию, стараясь оторвать ее от Китая (думаю, что к этим людям можно отнести нынешнего директора ЦРУ, советника по национальной безопасности и в известной степени самого президента), но также с теми, кто полагает, что играть надо на Китай, стараясь вновь повернуть его против России (известно, что такую точку зрения защищает нынешний специальный представитель Белого дома по вопросам климата).
В России довольно продолжительное время была популярна идея о нашей близости Китаю, о невозможности отказаться от братской поддержки восточного партнера в обмен на какие-либо знаки внимания со стороны Евро-Атлантики. Высказывалась точка зрения, что одновременный удар двух стран — по Украине и Тайваню — обезоружит Запад и радикально изменит миропорядок. Между тем, в преддверии кризиса, кульминация которого пришлась на 21 февраля 2022 года, Китай не высказал особого стремления поддержать Россию, признав вместе с ней независимость двух республик — ДНР и ЛНР. Накануне признания во время Мюнхенской конференции министр иностранных дел Китая Ван И выпустил обращение, в котором призвал уважать суверенитет и территориальную целостность Украины. Очевидно, что обращение было направлено против Москвы и имело целью продемонстрировать неготовность или нежелание Пекина выступать с однозначной поддержкой России в случае обострения ситуации на Украине.
На следующий день после объявления решения России о признании независимости ДНР и ЛНР на созванном по инициативе Франции внеочередном заседании СБ ООН представитель Китая Чжан Цзюнь выступил относительно мягко в отношении России, призвав к снижению конфронтации вокруг Украины, но не осудив действия Москвы. Напомним, что 4 февраля в Пекине лидеры обеих стран — Китая и России — заявили о необходимости развития всестороннего сотрудничества, о том, что для отношений двух государств нет закрытых областей. Болезненно отреагировав на известие о саммите и прозвучавших на нем заявлениях, глава Еврокомисии Урсула фон дер Ляйен заявила о том, что обе державы хотят заменить «власть закона» на «власть сильных».
Между тем, сегодня представляется, что Китай совсем не собирается поддерживать Россию и подставлять ей плечо в украинском кейсе. Отечественные эксперты видят в этом обстоятельстве либо положительные стороны, либо печальную неизбежность. Так, политолог, журналист Георгий Бовт отметил в своем интервью PublicO, что не стоит возлагать большие надежды на Китай в плане обхода возможных санкций, ибо до сих пор Пекин не выражал особой готовности нарушать санкционный режим: его экономические интересы в гораздо большей степени связаны с Европой и США. «Терять их Китай не хочет, - утверждает Бовт. - Он не станет поступаться своими интересами ради России. И в этом отношении вряд ли что-то изменится. Разумеется, какие-то ограниченные «хулиганские меры» по поводу западных санкций Китай может себе позволить, как он позволяет подобное в отношении Ирана. Но это ограниченные меры, а на полномасштабную поддержку России он вряд ли пойдет. Пекин боится потерять свои контракты с Западом. Говорить о блоке Россия-Китай также не приходится. Пекин, как правило, не «блокируется» ни с кем. Он блюдет исключительно свои интересы», - заявил эксперт.
Политолог, специалист в области международных отношений, программный директор Валдайского клуба Тимофей Бордачев занимает в этом вопросе еще более радикальную позицию - он задается вопросом, какую пользу может принести России признание Китаем ДНР и ЛНР? По словам эксперта, единственный итог формального признания Китаем ЛДНР, – появление в республиках китайских компаний и инвесторов. Едва ли эта перспектива вызывает неописуемый восторг у России.
«Для того, чтобы говорить о каком-то политическом действии, нужно понимать, зачем оно нужно, - считает Тимофей Бордачев. - Я не вижу никаких оснований, зачем России нужно признание ЛДНР Китаем. Мы исходим из того, что в любых международных экономических отношениях государства не занимаются благотворительностью. Мы приводим пример США, которые экономически толково взаимодействуют с европейскими партнерами, не в убыток себе, а преследуя собственную, вполне понятную выгоду. Поэтому я бы не стал ожидать от российско-китайских отношений того, что страны будут заниматься благотворительностью в отношении друг друга».
Итак, отечественные эксперты уже не делают особой ставки на российско-китайский альянс, несмотря даже на возможное обострение ситуации в Тихом океане. Похоже, что тыл, который может предоставить Москве Пекин, будет мало отличим от Великой китайской стены, за которой все переживания нашей страны будут встречать лишь холодное равнодушие.
Борис Межуев, главный редактор PublicO