ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Прокат самокатов с риском для жизни

Прокат самокатов с риском для жизни

unsplash.com

Летние улицы России пестрят самокатами, а тем временем происходит всё больше трагедий с участием этого средства передвижения, кажущегося на первый взгляд безобидным. Сегодня мы наблюдаем негласный конфликт между высокопоставленными сторонниками запрета езды на самокатах и представителями кикшеринга  - системы краткосрочной аренды самокатов, успешно ведущей бизнес. Кто выиграет в противостоянии? Каким образом разрешится данная проблема в ближайшее время? И почему электросамокатам до сих пор не присвоили статус транспортного средства?

Статистика ДТП с участием электросамокатов продолжает трагически расти. Так, в мае нынешнего года солист балета Мариинского театра Давид Залеев попал в больницу с травмой головы. Артист не справился с управлением, упал и сильно ударился об асфальт. Залеев перенёс трепанацию черепа, удаление гематомы, а также медикаментозную кому, из которой, к счастью, благополучно вышел. Тем не менее, танцор в течение двух недель находился на грани жизни и смерти.

Дочь бывшего министра энергетики Татарстана Алсу Фардиева 5 июля ехала на электросамокате по Мосфильмовской улице в Москве и погибла, столкнувшись на пешеходном переходе с иномаркой без номеров. Девушка пересекала переход на красный свет, не успев отрегулировать скорость своего транспортного средства.

В середине июля трагически погиб правнук Фёдора Тютчева, доктор биологических наук, знаменитый учёный Иван Пигарев. Учёному было 80 лет. В пожилого мужчину, который всегда был примерным велосипедистом и не нарушал правила, на полной скорости врезался самокатчик. Травмы, не совместимые с жизнью, стали причиной смерти биолога.

Трагедии известных людей всегда на виду, тогда как рядовые граждане страдают в подобных ДТП не меньше, и не всегда информация об этом так же широко распространяется.

Вокруг да около

Представитель партии «Единая Россия» депутат Госдумы РФ Андрей Исаев утверждает, что в ближайшие полгода не намерен принимать законопроекты о регулировании движения самокатов. Исаев следит за тем, как подобные вопросы решаются за рубежом, и пока что инициативу в этом отношении проявлять не стремится.

Большинство депутатов Госдумы в принципе отдалились от этой проблемы, ссылаясь на летние парламентские каникулы. «Для того, чтобы нас не подняли на смех с законом о самокатах, нужно сначала посмотреть практику регулирования этой темы», — цитирует Андрея Исаева «Интерфакс». Тем не менее, депутат считает, что заняться темой ДТП с участием самокатов так или иначе придётся, ведь недовольство пешеходов растёт день ото дня — их часто «сбивают с ног». «На электросамокатах нет номеров, а тем, кто ими управляет, не требуются права, поэтому ограничить движение данного вида транспорта сложно» - пояснил Исаев.

Юристы настаивают на том, что люди, управляющие электросамокатами, обязаны соблюдать правила дорожного движения, хотя сами работники юстиции не считают электросамокаты транспортным средством.

- Для передвижения на электросамокатах, сигвеях, гироскутерах, моноколесах нужно получать водительское удостоверение, если технические данные соответствуют требованиям категории «М» (мопед), – рассказывает «Собеседнику» юрист Валерия Аршинова. – Электросамокат не является транспортным средством, и на него нет необходимости получать права, если он движется не быстрее 50 км/ч и обладает мощностью двигателя не более 0,25 кВт – в этом случае он приравнивается к обычному самокату или велосипеду.

Аршинова также заверила, что на данные средства передвижения не распространяется статья 12.29 КоАП РФ об ответственности пешеходов и пассажиров.

С нарушениями самокатчиков активно борется пока что ГИБДД. Тем не менее, случаи бывают разные. К примеру, в Тамбове дорожная полиция потребовала пройти медицинское освидетельствование владельца электросамоката, водитель которого превысил скорость. Мужчина от медпроцедуры отказался. По данным технической экспертизы, мощность его самоката превышала 0,25 кВт, что приравнивается к мощности мопеда, и суд принял решение оштрафовать нарушителя.

В другом регионе мощность самоката нетрезвого владельца составила 0,2 кВт, что не соответствует мощности мопеда. Горе-водитель фактически был признан пешеходом и отделался мелким штрафом.

Транспорт или нет? Статус электросамоката до сих пор не определён

Законотворцы не спешат присваивать электросамокатам статус транспортного средства, несмотря на печальную статистику ДТП. Госдума пока ограничилась предложением об ограничении скорости. На сегодняшний момент времени поправки в ПДД находятся на стадии рассмотрения. Правила движения же на практике никак не регулируются.

Вопрос, стоящий остро, в данный момент не имеет конкретного решения, а работа над проблемой зависла на долгие три года, а владельцы пунктов проката (представители так называемого кикшеринга в России) имеют весьма серьёзные прибыли и не намерены отказываться от финансовых притоков.

На улицах день за днём травмируются и гибнут люди, а дорожной полиции не всегда хватает полномочий наказывать водителей и владельцев электросамокатов. Общественная палата вместе с Минтрансом предложила внести поправки в ПДД, но они ограничиваются запретом ездить на самокатах быстрее 20 км в час. Между тем, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, член комитета по законодательству постоянной комиссии по вопросам порядка и законности Андрей Цивилев уверен, что телодвижения Общественной палаты в данном случае — не что иное, как фейк.

«На велосипеды мы отмахивались, но сейчас нам не отмахнуться с этим транспортом. Нового участника движения мы сделать не готовы, тогда нужно полностью пересматривать правила ПДД. Нам не отвертеться от болезненных решений, включая уменьшение скорости города», - подчеркнул Цивилев.

Павел Хусу, руководитель велосообщества Санкт-Петербурга, на пресс-конференции Медиагруппы «Патриот» деликатно прокомментировал подготовленные, но пока что не принятые Минтрансом поправки, затронув тему строительства специальной транспортной инфраструктуры для электросамокатов. Он отметил, что необходимо активное строительство и велоинфраструктуры. «Чтобы они были не на тротуарах, не на дороге, не мешали людям в парках. Чтобы у них была своя зона, где они могли комфортно и безопасно двигаться».

Многие спросят, в чём принципиальное отличие велосипеда от электросамоката. Велосипед нужно вести, прикладывая усилия, а электросамокат везёт тебя сам на довольно большой скорости. К тому же, любители модных тенденций всегда сделают выбор в пользу электросамоката, считая велосипед старомодным средством передвижения, требующим к тому же физической нагрузки.

Вячеслав Данилов, постоянный член Совета Партнерства Корпорации социального дизайна, кандидат философских наук, исполнительный директор Центра политического анализа, в дебатах по вопросам дорожных проблем с электросамокатами предложил свои варианты решения проблемы:

«Электросамокаты - популярный доступный и дешевый для потребителя способ перемещения по городу. И рынок в данном случае на стороне потребителя. Что было бы разумно сделать:

- ограничить мощность электросамокатов, чтобы они не могли разгоняться выше определенной скорости на плоской ровной поверхности;

- по мере возможности организовать вело- и самокатные дорожки;

- распространять правила вождения электросамоката. Одна НКО уже сделала такие этические карточки, их бы надо распространить и включить в состав приложений пользователей электросамокатов».

Голосование
Дебаты
Новости партнеров