«Говорим о благотворительности» - так называлась дискуссия, развернувшаяся вчера в московском клубном пространстве Noôdome, организованная совместно с Фондом исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого. Это уже второе мероприятие в рамках реализации масштабной программы «История благотворительности и меценатства в Москве: царской, советской и современной».
В дискуссии приняли участие руководители ведущих благотворительных фондов, музеев и галерей, общественных организаций и институций, органов власти, представители бизнеса и СМИ, а также деятели культуры и искусства. В ней приняли участие художественный руководитель театра на Малой Бронной Константин Богомолов, руководитель по работе с корпоративным сектором Ассоциации грантодающих организаций «Форум Доноров» Светлана Саркисова, управляющий директор благотворительного фонда «Друзья» Мария Баландина и другие. Среди них нельзя не упомянуть представителей Попечительского Совета Фонда имени Ивана Бецкого. Ведь именно бескорыстный идеалист Иван Бецкой считается основоположником системы благотворительности в нашей стране. На его могиле выбита надпись: «Луч милости был, Бецкой, ты».
Председатель Попечительского Совета Фонда исторических, культурных и образовательных инициатив имени Ивана Бецкого Степан Орлов задал тон встречи, заявив:
«В нашей стране, к счастью, свой вклад в развитие благотворительности вносят и местные сообщества, и волонтеры, и, безусловно, бизнес. Частная благотворительность должна быть общественно признанной, востребованной, поддерживаемой обществом и государством».
Лучшие практики
Участники дискуссии обсудили вопросы благотворительности в социальной сфере и искусстве, взаимодействия культуры и бизнеса, а также ключевые тренды и проблемы в этой области. Темы дебатов говорят сами за себя: «Как благотворительность меняет общество. Точки роста и барьеры», «Бизнес для благотворительности или благотворительность для бизнеса?», «Благотворительность в искусстве: ренессанс меценатства или погоня за конъюнктурой?».
По мнению президента фонда «Новые коллекционеры» Марины Лошак, стремление бизнеса к поддержке культуры становится новым трендом:
«Большинство меценатов и благотворителей оказывают помощь совершенно бескорыстно, улучшая мир вокруг себя в самых разных проявлениях. Поддержка музеев и культурных организаций – очень важное проявление благотворительности, без которой невозможно развитие духовной составляющей человека».
Соучредитель Международной урбанистической лаборатории «ЦЕНТР Lab» Сергей Георгиевский обратил внимание, что эта тенденция уже вышла за пределы столичных городов, в регионы и национальные республики:
«Поиск самоидентификации происходит сейчас во всех уголках нашей страны. Через памятники историко-культурного наследия города пытаются обрести свое новое “лицо”. Чаще всего именно наследие и среда, которая сохранилась, так или иначе, становятся проводниками к тому, чтобы все эти народы обрели себя».
Но как соблюсти границу между естественной потаенностью и необходимостью поделиться лучшими практиками современной благотворительности и меценатства?
Именно на этот вопрос отвечал доклад заведующего кафедрой истории искусства и гуманитарных наук РГХПУ имени С.Г. Строганова, члена-корреспондента Российской академии художеств Кирилла Гаврилина. Он подробно рассказал об уникальном опыте сотрудничества российского крупного бизнеса и ведущего музея страны, в котором переплелись давние российские традиции меценатства и мощный тренд к прорывным технологическим решениям:
«Касаясь обсуждения взаимодействия музеев и современных технологий, важно обратить внимание на первый проект в области токенизации предметов искусства, который компания «Интеррос» запустила на отечественной платформе «Атомайз» – «Цифровое искусство». В 2023 Государственный Эрмитаж и одна из крупнейших частных инвестиционных компаний Интеррос выпустили 60 NFT, распределив по 20 токенов в соответствии с каждой фреской, созданной мастерской итальянского живописца Рафаэля: «Венера и Амур на дельфинах», «Венера и Адонис» и «Венера, вынимающая занозу» (около 1520 г.).
Вся полученная прибыль будет направлена на восстановление других произведений, хранящихся в коллекциях Эрмитажа и требующих многосложного и дорогостоящего реставрационного вмешательства. Создатели «Цифрового искусства» считают, что проект станет очень востребованным в обозримом будущем, так как способен помочь не только в решении вопросов финансирования и привлечения инвестиций, особенно актуальных для региональных музеев, но и в привлечении более широкой аудитории ценителей искусства, заинтересованных в создании эффективных способов сохранения и продвижения культурного наследия».
Гаврилин также отметил, что в перспективы стоимость токенов будет только возрастать. То есть благотворительность не только улучшает карму, но и становится выгодной? Об этом мы поговорили с ученым уже по окончании дискуссии.
- Какие темы и новые проекты из обсуждавшихся на дискуссии показались вам наиболее интересными?
- Роль бизнеса в изучении и сохранении культурного наследия, в целом, и то, как он поддерживает большие реставрационные проекты в музеях, создает новые инструменты взаимодействия, помогает внедрить новейшие технологии и развивает музейную экономику, в частности. Большую озабоченность вызывает прозвучавшая на конференции тема дефицита реставраторов, исследовательских лабораторий, оборудования и специалистов во всех музеях РФ и, как следствие, катастрофическая ситуация с сохранением, консервацией и реставрацией культурного наследия в региональных музеях.
Из положительного: большой бизнес системно настроен на содействие музейному сообществу. У всех на слуху реставрация полотна «Последний день Помпеи» Карла Брюллова, которую профинансировал Газпром. Сегодня мы услышали о сотрудничестве Исторического музея и Северстали в реставрации картин. Особо хочу выделить инициативу Норникеля по восстановлению варварски поврежденных в 90-е годы уникальных советских мозаичных панно в Норильске на фасадах зданий. Нам еще предстоит осмыслить эту тему – сохранения многочисленных памятников советского модернизма 60-70-х годов.
При этом надо понимать, что современная реставрация – это безумно дорогое дело. Ни один музей мира не потянет ее самостоятельно, без помощи крупного бизнеса. Так что наши компании действуют в мировом тренде.