ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Самаркандский сдвиг и Шанхайский дух

Самаркандский сдвиг и Шанхайский дух

           

Чем больше мы узнаём важных деталей, связанных с 22-м саммитом Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде 16-18 сентября 2022 года, тем яснее главный вывод: начался сдвиг исторического масштаба.

            В диапазоне 10 лет развитие ШОС принципиально изменит международные отношения в Евразии и в значительной мере сформирует новый миропорядок.

            Попробуем суммировать основные наблюдения и факты в пользу такого вывода.
Расширение состава

            ШОС была основана в 2001 году шестью странами и с тех пор расширилась до восьми; ее дополняли четыре государства-наблюдателя и шесть партнеров по диалогу. В Самарканде было оформлено  полноценное членство Ирана и начался процесс принятия Беларуси.

            Список партнёров по диалогу отныне выглядит как мощный нефтегазовый картель: Саудовская Аравия, Катар, Бахрейн, ОАЭ и Кувейт. Египет обозначил дорогу к присоединению Африки, а Мьянма (бывшая Бирма) показала пример для Юго-Восточной Азии. Ну и Мальдивские Острова тоже всегда пригодятся в редкие минуты отдыха.

            Глава китайского МИДа Ван И отметил, что расширившийся ШОС укрепил свой статус и влияние, став самой густонаселенной организацией регионального сотрудничества с самой обширной территорией в мире.

            Мини-сенсацией стало заявление президента Турции Реджепа Эрдогана о намерении его страны стать членом ШОС по ускоренной процедуре уже в 2023 году.

            Генеральный секретарь ШОС Чжан Мин сообщил, что к нему пошёл поток запросов со стороны стран, желающих стать в ШОС наблюдателями или партнерами по диалогу.

            Уточнение принципов и философии

            ШОС начиналась как скромная площадка для консультаций по вопросам региональной безопасности. Спустя 20 лет она стала мощным международным объединением с собственными принципами и философией, которые в значительной мере строятся на отталкивании от того, что демонстрирует глобальный атлантический альянс  Pax Atlantico.

            Дэн Хао, генеральный секретарь Китайского исследовательского центра ШОС так пояснил разницу. Америка создаёт мировую сеть из подчинённых ей закрытых «клик», внутри которых – репрессивная блоковая дисциплина, а вовне – политика  конфронтации в стиле холодной войны, идеологической непримиримости и диктата.

            ШОС - это не закрытая и эксклюзивная "клика", а открытая и инклюзивная "большая семья", предлагающая внутри себя равноправный диалог и совместное кооперационное развитие без подчинения и диктата, а вовне – справедливое цивилизованное сотрудничество без санкционного произвола и сверхдержавных привилегий.

            ШОС настроена на создание процветающего мега-региона, а человечеству предлагает мирное будущее общей судьбы.

            Зрелая организация имеет институты

            Лидеры стран ШОС выразили намерение укрепить организацию системой опорных институтов.

            Регулярно  cозываемый Экономический форум ШОС, по-видимому, станет важной альтернативой Всемирному экономическому форуму в Давосе, история которого явно клонится к закату.  Новую интеллектуальную среду призваны будут формировать Комитет по сотрудничеству в сфере науки и образования, а также Консорциум национальных экспертно-аналитических центров.

            Должны появиться Банк развития, способный кредитовать многосторонние проекты,  и Фонд развития, работающий на грантовой основе.

            Специализированная команда начала работу над дорожной картой по повышению доли национальных валют во взаимных торговых расчётах (задача выйти на долю в 25% в ближайший год-два). Будет проводиться интеграция национальных платёжных систем в единую межбанковскую сеть, независимую от  SWIFT, но совместимую с ней при нужде. Ускорится работа по созданию единой цифровой валюты, способной замещать доллар в торговых расчётах и резервах.

            Существует вполне практический интерес к формированию евразийской сети товарных (особенно нефтегазовых и продовольственных), а также фондовых и валютных бирж.

            С целью противостояния попыткам  дестабилизации государств, особенно инспирируемым извне «цветным революциям», должен появиться Антитеррористический центр с единым банком данных  на все экстремистские силы и персоны.

            Пространственная связанность

            Огромное территориальное сообщество стран к востоку и югу от зоны контроля НАТО/ЕС остро нуждается в современном инфраструктурном обеспечении. В Самарканде на эту тему лидеры говорили и коллективно, и с глазу на глаз.

            Закреплена принципиальная готовность ускоренно развивать три международных логистических узла и транспортных коридора:  

  • Каспийский (из России в Азербайджан, Казахстан, Иран, далее в страны Персидского залива, Пакистан, Индию);
  • Сибирский (ветки восточная и западная - в Китай и Монголию);
  • Восточный. Присоединение Турции может в дальнейшем оживить любимую идею Реджепа Эрдогана о строительстве «канала Стамбул» – через Турцию, параллельно с проливами Босфор-Дарданеллы.

            Все эти маршруты должны стать мультимодальными, включая речной, морской, железнодорожный, автомобильный, авиационный и трубопроводный виды транспорта

            Историческое значение

            Нет сомнений, что тектонический сдвиг, обозначенный в Самарканде в 2022 году, станет историческим по значению. Разумеется, все согласованные планы и намеченные тренды потребуют для реализации огромных ресурсов и долгого времени. Но есть сложившаяся коллективная политическая воля, выходящая далеко за рамки правящих ныне элит. Её уже вряд ли существенно изменит смена лиц и поколений во власти.

            В откликах на 22-й саммит ШОС прозвучал символический термин «Шанхайский дух». Это психологическая атмосфера солидарности, связанная с общим отталкиванием от того, что неприемлемо и враждебно, а также с единым пониманием того, что жизненно необходимо развивающимся нациям и странам в  XXI веке.

            В 2023 году следующий саммит ШОС под председательством Индии покажет, как далеко зашёл намеченный в Самарканде сдвиг и насколько велика преобразующая сила Шанхайского духа.

            Сергей Станкевич, специально для PublicO

Новости партнеров