Среди западных санкций против России – ограничения на технологический экспорт. Экспортный контроль будет распространяться на любую продукцию, выпущенную с использованием программного обеспечения или технологий США, даже если эти товары произведены за границей иностранными компаниями, не имеющими связей с Соединенными Штатами. Это позволит заблокировать для России доступ к технологиям, имеющим критически важное значение для ее нефтегазового сектора, судостроения, авиастроения и военной промышленности и т.д.
РБК пишет, что американские поставщики при контактах с Россией теперь должны будут получать у Бюро индустрии и безопасности (BIS) лицензии на экспорт в Россию компьютеров, электроники, авионики, телекоммуникационного оборудования, компонентов для аэрокосмической индустрии и т. д. (речь идет и об иностранном производстве с применением американских технологий). При этом бюро будет исповедовать политику отказа. Единственная радость — Россию не ждет запрет «на айфоны» и другие коммуникационные товары потребительского сектора (смартфоны, ПК, модемы и цифровые камеры).
В интервью PublicO Василий Солодков, директор Банковского института ГУ ВШЭ говорил:
- Хуже банковских санкций – технологические. В нашей «бензоколонке» все запчасти импортные, своих почти нет. Вводится запрет на импорт самолетов. На чем будем летать? На СуперДжетах, в которых половина деталей зарубежного производства? На импорт прочно подвязаны наши ключевые отрасли, в том числе нефтедобыча, строительство трубопроводов, сельское хозяйство
Владелец интернет-компании LiveInternet Герман Клименко сказал PublicO, что катастрофы нет. По его словам, мы живем в условиях технологической блокады уже почти 50 лет, со времен поправки Джексона-Веника 1974 года. И все это время закупки технологической продукции на Западе, например микросхем для космической отрасли в Японии, проходили согласование в США. Так что нам не привыкать.
Крошечные нанометры …
С Клименко мы разговаривали, когда вся география санкций была неясна. Но он сразу сказал, что Тайвань к ним присоединится. И как в воду глядел. Важность этого крошечного острова для мира технологий в том, что там расположена компания TSMC (Taiwan Semiconductor Manufacturing Company), на которую приходится 40-65% мирового рынка 28-65 нм компонентов, и 90% рынка высокотехнологичных 5-10 нм чипов. Разработчики специальных вычислительных устройств из России, среди которых «Байкал Электроникс», НТЦ «Модуль» и МЦСТ (процессоры «Эльбрус»), заказывают производство компонентов тоньше 90 нм именно на Тайване. Созданный при МГУ микроэлектронный дизайн-центр Malt System 30 июля 2021 года заявил о размещении на TSMC заказа на выпуск чипов собственной архитектуры. Российский производитель серверов Yadro в январе 2021 года учредил ООО «Ядро Микропроцессоры» для разработки процессоров на архитектуре RISC-V. Производить их планируется по техпроцессу 12 нм и 6 нм на TSMC.
Одномоментной трагедии не произойдет, так как российским чип-мейкерам хватит запаса готовых процессоров на год или два. А дальше? По словам источника “Ъ”, близкого к Минпромторгу, обсуждаются варианты диверсификации цепочек поставок и организации логистики, которая позволит ввозить в РФ как компоненты для выпуска электроники, так и иностранные чипы.
Возможен также встречный санкционный шантаж, так как Россия и решительно «денацифицируемая» Украина являются ключевыми экспортерами неона, палладия и платины, без которых производство микрочипов невозможно. Так, 90% мирового неона для литографии чипов производят в России, из них 60% - в сотрудничестве с одной одесской фирмой. Заказчики – TSMC, Nvidia, Intel, AMD и GlobalFoundries, а также европейские чипмейкеры Infineon и STMicro.
… и большая стратегия
- Вы спрашиваете, будет ли Китай также вводить санкции в отношении России? Вам, очевидно, не хватает базового понимания политики правительства КНР. Позиция китайского правительства заключается в том, что мы считаем, что введение санкций никогда не было лучшим способом решения проблемы. Китай всегда выступает против любых незаконных односторонних санкций, - так ответила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин на вопрос американского журналиста о возможности введения санкций против России за Украину.
26 февраля Китай (а также Индия и ОАЭ) воздержался при голосовании по резолюции Совбеза ООН, осуждающей Россию. Также он поступил в 2014 году при обсуждении антироссийской резолюции после присоединения Крыма. А вот в январе этого года Китай голосовал вместе с Россией в Совете Безопасности, когда США подали заявку на обсуждение вопроса о наращивании российских вооруженных сил у границы с Украиной.
После крымских событий несколько китайских госбанков, включая China Development Bank и Export-Import Bank of China, предоставили займы тем российским госбанкам, которые попали под санкции Запада. Китай и сегодня будет помогать России, стараясь этого не афишировать, произнося при этом ритуальные заклинания о важности мира и сдержанности. В том числе в технологической сфере – преследуя в первую очередь собственные интересы. Специалисты говорят, что китайские поставщики часто смотрят на санкционные риски сквозь пальцы и просто берут двойной ценник. Это показал опыт Крыма, куда телеком-оборудование до сих пор идет из Китая.
В прошлом году внешнеторговый оборот КНР превысил 6 трлн дол, объем торговли с Россией также стал рекордным – 147 млрд дол. Стороны этим немало официально гордятся и стремятся довести цифру до 300 млрд. Но вот цифры по другим основным торговым партнерам Китая: Евросоюз – 828,1 млрд дол, США – 755,64 млрд, Австралия – 231 млрд.
Поэтому Китай вынужден вести тонкую дипломатическую игру между Москвой и Вашингтоном, чтобы и коммерческий интерес соблюсти, и стратегических целей достичь. Но Запад продолжают терзать смутные сомнения.
Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг недавно заявил: «По сути, мы видим, что две авторитарные державы, Россия и Китай, действуют вместе». Премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил: «Мы должны рассмотреть возможность того, что если мы допустим применение силы для изменения статус-кво, это окажет влияние и на Азию». Эту витиеватую формулировку расшифровал министр обороны Австралии Питер Даттон, сказавший, что российское вторжение побудит Китай усилить давление на Тайвань.
Есть признаки того, что Китай готовится к глобальному противостоянию с США за контроль над морскими торговыми коммуникациями. Уже функционирует первая в его истории военно-морская база в Джибути, на очереди их появление в Экваториальной Гвинее, ОАЭ и Южно-Китайском море на побережье Камбоджи. С подготовкой к этой войне связывают создание Министерства по делам военных пенсионеров, а также введение двух новых орденов военного времени — Красного Знамени и Красной Звезды, аналогичных советским орденам.
Китаевед Николай Вавилов говорит: «В рамках глобальной морской блокады Китай будет вынужден искать дополнительные пути доставки своих грузов и альтернативные торговые пути, которые защищены от сил ВМС США — это территория России, железнодорожная сеть Казахстана, коридоры через Мьянму, Афганистан, Пакистан, и вторая дорога жизни — это Арктика».
В первый день специальной военной операции на Украине немало шуму наделало сообщение о появлении китайских эсминцев в территориальных водах Тайваня. Выглядело, как сценарий блокбастера про начало Третьей мировой войны и одновременную атаку «сил зла».
Потом оказалось фейком.
Но осадок остался. За последний год ВВС НОАК 130 раз нарушали воздушное пространство Тайваня. Представитель китайского минобороны предложил не беспокоиться по этому поводу: «Привыкайте к этому, завтра туда может прилететь больше наших самолетов». А официальный представитель МИД Китая Хуа Чуньин – та самая, что про антироссийские санкции американцу объясняла - на днях заявила: «Тайвань всегда был неотъемлемой частью территории Китая, это неоспоримый исторический и юридический факт».
Интересно, что специальная военная операция на Украине началась 24 февраля, через 4 дня по завершении Олимпиады в Пекине. Скоро там стартуют Зимние Паралимпийские игры 2022, которые продлится с 4 по 13 марта.
Это наблюдение никоим образом не связано с беспокойством по поводу влияния технологических санкций вообще, и поставок тайваньских компонентов, в частности, на российскую экономику.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO