«Санкции, которые мы намерены ввести, окажут воздействие на Китай, потому что они нацелены на финансовую систему России, которая связана с китайской экономикой. У Китая будет выбор, действовать в соответствии с санкциями или нет. Если будет сделан выбор не соблюдать санкции, тогда, конечно, предусмотрены определенные штрафы. В целом, с нашей точки зрения, Пекин понесет часть цены за вторжение России на Украину. Они должны учитывать это в контактах с российскими властями на протяжении следующих пары недель», – заявил помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан в интервью телекомпании NBC.
Всем бояться…
Вопрос введения санкций против России за вторжение на Украину за последние недели откровенно задраматизирован. Их архитектура не до конца определена, или намеренно оставлена в тени. Сенат ведет сложные консультации и в ближайшее время выставит на голосование пакета сенатора Боба Менендеса, который уже прозвали «матерью всех санкционных законопроектов». Санкции предполагается вводить не только в случае прямой агрессии, но и при положительном ответе администрации на вопросы:
Совершала ли Россия или ее сателлиты (имеются в виду ДНР и ЛНР) действия, направленные на «значительную военную эскалацию» ситуации на Украине по сравнению с положением на 1 декабря 2021 года?
Были ли эти действия направлены на свержение правительства Украины, оккупацию ее территории, вмешательство в суверенитет и подрыв территориальной целостности?
Санкции вводятся против:
– высших российских чиновников – президента, премьер-министра, главы МИД, министра обороны и главы Генштаба, а также командующих всеми видами войск.
– трех российских банков или финансовых институтов из 12 перечисленных в законопроекте (Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, ВЭБ.РФ, РФПИ, Московский кредитный банк, Альфа-банк, Россельхозбанк, банк «Открытие», Промсвязьбанк, Совкомбанк, Транскапиталбанк). Их в дальнейшем предполагается отключить от SWIFT.
– новых выпусков российского госдолга (как на первичном, так и на вторичном рынке), с которыми американцам будет запрещено работать.–- новых выпусков российского госдолга (как на первичном, так и на вторичном рынке), с которыми американцам будет запрещено работать.
– газопровода «Северный поток-2» для того, чтобы не ввести его в строй.
– некой группы людей и компаний в нефтегазовой и угольной промышленности, добыче и переработке полезных ископаемых и других отраслях, которые президент США сочтет подлежащими санкциям.
К таким более-менее известным параметрам каждый день добавляются новые страшилки, вроде угроз Китаю, запрета на ввоз новых айфонов, на конвертацию рубля и так далее. И это при том, что в законопроекте Менендеса нет ни слова ни о закрытии корсчетов российских банков в США, которое лишило бы их возможности проводить операции в долларах, ни об экспортных ограничениях.
При этом консенсусное мнение экономистов в том, что Россия сейчас намного лучше подготовлена к санкциям, чем в 2014 года. Агентство Блумберг даже назвало Россию «финансовой крепостью», отмечая, что политика последних лет позволила ей накопить рекордные 634 млрд дол резервов ЦБ, достичь некоторого профицита бюджета (0,4% ВВП) и одного из самых низких показателей государственного долга среди крупных экономик (18% ВВП).
Если санкции коснутся только российских чиновников и некоторых государственных структур, то, по прогнозам, рубль в 2021 году упадет примерно на 6%, инфляция немного поднимется, а экономика вырастет на 2,4%. При жестком сценарии – с отключением от SWIFT, запретом на все операции с госдолгом и прочим – девальвация составит 20% и гарантирует полное отсутствие роста, но не катастрофу. А глава европейской дипломатии Жозеп Боррель написал на днях: «В последние годы Россия повысила свою устойчивость к экономическим санкциям, увеличив свои валютные резервы, больше, чем мы сделали для укрепления наших возможностей противостоять потенциальным сокращениям поставок газа».
В 2019 году в рамках проекта ТАСС «20 вопросов Владимиру Путину» президент России сообщил, что в результате санкций Россия потеряла около 50 млрд дол, но смогла их компенсировать. «Да плевать на них, на эти санкции», – сказал президент. Это, конечно, немалые потери, но их введение санкций заставило страну «включить мозги», пояснил он. В частности, Россия начала активно развивать импортозамещение, чтобы самостоятельно производить продукты и использовать технологии, которых у нее не было или которые были утрачены.
… а нам готовиться
Еще очень утешительной была недавняя публикация в английском журнале “Economist” об очередном замере индекса БигМака, по которому рубль страшно недооценен и его справедливый курс – 23 руб/дол. Если вы верите в эти иллюзии, то дальше не читайте.
Экспорт России зависит от доллара на 55%, от евро еще на 29%. Как может функционировать экономика экспортоориентированной страны при таком раскладе в условиях финансовых санкций? Санкции – это обвал фондового рынка, подорожание продуктов и одежды, реальное снижение пенсий и крах сбережений. «Это было бы катастрофой, кошмаром для отечественного финансового рынка», – считает бывший зампред Центробанка Сергей Алексашенко.
Санкции на госдолг приведут к тому, что государство прибегнет к внутренним источникам заимствования. А в условиях неминуемо высокой учетной ставки, которую ЦБ обязательно повысит для борьбы с инфляцией, вызванной девальвацией рубля, обслуживание долга станет очень дорогим. Экономисты вспоминают ситуацию 1998 года, когда государство тратило треть своих доходов на обслуживание ОФЗ. Кто пережил дефолт-1998, тот поежится.
Альтернатива – китайские кредиты (если Пекин Салливана не испугается). Директор банковского института НИУ ВШЭ Василий Солодков говорит, что заимствования у Пекина всегда чреваты проблемами. «Мы уже сейчас продаем китайцам газ в 10 раз дешевле, чем на мировом споте, съедаем миллионы из бюджета ради совместного бряцания оружием», — объяснил Солодков.
Хуже всего технологическая изоляция страны. Тут и Китай не поможет, поскольку его продвинутость лишь производное от западных, в первую очередь, американских научных разработок. В результате в исторической перспективе наше технологическое отставание от мира будет все усиливаться и усиливаться.
Экономисты Андерс Ослунд и Мария Снеговая считают, что с момента введения санкций они ежегодно отнимают у России более 2,5% роста ВВП. Новые санкции могут оказаться еще более вредоносными.
События развиваются так быстро, что давать советы крайне сложно. Но есть несколько очевидных рекомендаций:
– Диверсифицируйте капитал. Доллары, евро, юани, ну и рубли тоже нужны. Только в банки не кладите все – могут ведь валютные вклады заморозить.
– Если планируете покупку сложной техники, не откладывайте. Особенно это касается автомобилей, и особенно западных брендов.
– Покупку недвижимости лучше отложить. При резком повышении учетной ставки ЦБ нынешний пузырь на этом рынке лопнет, и вы сможете найти нужный вам объект по более привлекательной цене. По крайней мере, так было во время предыдущих кризисов.
Это советы тем, у кого есть деньги. Если нет – расслабьтесь и возьмите еще попкорна.
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO