Косвенных участников украинского конфликта становится все больше – теперь к ним присоединились уйгуры. Накануне США ввели визовые ограничения против ряда китайских чиновников, обвиняемых в ущемлении прав национальных меньшинств в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая. После чего официальный Пекин потребовал немедленного снятия санкций и пообещал ответные меры.
На фоне вала антироссийских санкций этот эпизод не впечатляет, однако он отражает общую тенденцию к расширению фронта санкционной войны: на практике американцы уже несколько лет подряд вводят серьезные ограничения против десятков китайских фирм, в первую очередь, технологического сектора. Так, совсем недавно, 7 февраля в ограничительный список были внесены еще 33 китайские компании. Чаще всего в качестве мотивировки приводят связи с китайским ВПК и поставки в подсанкционные страны (Иран, КНДР). Наиболее громкими из этих санкций стали меры против таких гигантов, как Comac, Xiaomi и Huawei. Меры экспортного контроля, которые США применили к России, написаны на основе ограничений, разработанных против компании Huawei, писал Forbes со ссылкой на бывшего руководителя отдела политики и реализации экономических санкций Госдепартамента США по России и Европе Эдварда Фишмана.
Уйгурский эпизод примечателен тем, что последовал практически сразу после переговоров президента Джо Байдена и председателя Си Цзиньпина, в ходе которых США настаивали на присоединении КНР к санкциям западных держав против России. Очевидно, что уговорить Пекин не удалось, и тогда американцы решили показать зубы. С намеком на продолжение «банкета» – заявлений американских чиновников о возможных санкциях против Китая за связи с Россией уже не счесть.
Официальный представитель китайского МИД заявил на днях: "Соединенные Штаты пытаются оклеветать Китай, оказать на нас давление, что крайне безответственно и ни в коей мере не способствует решению этой проблемы. Мы против этого и просто не можем согласиться с позицией США".
Китай сохраняет нейтральную позицию в украинском конфликте – более того, власти страны обратились к США с встречным вопросом о характере деятельности биологических лабораторий на Украине, работавших по американскому заказу. «Ключ к разрешению украинского кризиса находится в руках США и НАТО, — говорит МИД КНР. — Мы надеемся, что США и НАТО, будучи главными виновниками этого кризиса, задумаются о своей роли в украинских событиях. Они должны честно взять на себя ответственность и предпринять реальные действия по урегулированию ситуации, разрешению проблем и прекращению конфликта на Украине в кратчайшие сроки".
Позиция рыбака
Чисто арифметически, США и Запад в целом для Китая гораздо более важный экономический партнер, чем Россия. Ведь Китай по-прежнему больше зависит от торговли (около 35% ВВП), чем США (23%) или Япония (31%). Страны Большой семерки по-прежнему потребляют более трети экспорта Китая. Товарооборот между Китаем и США в 2021 году вырос на 28,7% до 755,6 млрд дол (12% от общего объема внешней торговли КНР). А суммарная стоимость долларовых активов, принадлежащих Китаю, превышает 3 трлн долларов. Для сравнения: товарооборот России и Китая в 2021 году вырос на 35,8% до 146,88 млрд. дол.
Коммунистическая партия Китая (КПК) поставила задачу по росту ВВП в 2022 году на 5,5%. Подпадение экономики страны или каких-то значимых ее частей под западные санкции делает эту цель недостижимой.
Но есть и другая сторона этой арифметики. Дальнейшее ужесточение санкций против России и перенос их на энергетический сектор неминуемо приведут к резкому подорожанию нефти. Варианты – от 150-200 дол\бар до 300-500 дол\бар по версии нашего профильного вице-премьера Александра Новака. Для Китая, как импортера энергоресурсов, это тоже станет непреодолимой преградой на пути осуществления планов партии и правительства.
На этом фоне Пекин неустанно заявляет о своей приверженности к развитию всесторонних связей с Россией и удовлетворенности состоянием двусторонних отношений. В феврале Китай подписал с Россией соглашение о поставках нефти и газа сроком на 30 лет на общую сумму 117,5 миллиарда долларов и вдвое нарастил импорт российского СПГ. 8 марта Bloomberg сообщил, что Китай рассмотрит возможность увеличения своих долей в «Газпроме» и «Русале». Пекин ведет переговоры с государственными фирмами, включая China National Petroleum, China Petrochemical, Aluminium Corporation of China и China Minmetals, о любых возможностях потенциальных инвестиций в российские компании.
Бизнес есть бизнес, Пекин всегда был крайне прагматичен. "Некоторые китайские инвесторы считают, что России сегодня больше не к кому обратиться, кроме как к Китаю, — рассказал CNN управляющий директор и руководитель исследовательской фирмы BOCOM International Хао Хун. — Китаю нужно сырье, и Россия будет вынуждена продавать его по низким ценам. Одна древняя китайская пословица гласит, что, когда два моллюска дерутся, это выгодно рыбаку".
А одна древняя русская пословица гласит, что, когда кошку бьют - невестку учат. В Пекине прекрасно понимают, что Китаю нельзя показать слабость, особенно с учетом тайваньского фактора. Если Китай прогнется, то давление на него будет только нарастать, и он утратит шансы на победу в экономической и политической гонке с США.
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), по данным РБК, недавно привел такие цифры: доля импорта из государств, объявивших антироссийские санкции, в общем объеме конечного потребления Россией товаров и услуг составляет 3,9%. Наибольший вред санкции принесут фармацевтической отрасли: доля лекарств из стран, которые ввели ограничения, составляет почти половину всего конечного потребления фармацевтической продукции в стране (48,2%). На втором месте — сфера химических веществ и продуктов (44,7%), а на третьем — производство самолетов, кораблей, железнодорожных локомотивов (32,2%). Значительная зависимость в автомобилестроении (27%), изготовлении резиновых и пластмассовых изделий (26,8%), производстве бумаги (19,9%) и электрического оборудования (19,4%).
Это перспективные сферы развития российско-китайских экономических отношений. Но для Китая здесь возрастает опасность попасть под вторичные санкции.
Совершенно очевидно, что открыто Пекин нарушать санкции не будет. Наоборот, надо быть готовым к периодическим антироссийским декларациям. Так, о своем решении не выдавать долларовые аккредитивы на торговые операции с Россией заявили Industrial and Commercial Bank of China (ICBC) и Bank of China, поскольку им нельзя подвергать опасности свои международные долларовые транзакции. Однако в Китае уже есть и могут быть созданы другие финансовые организации, специализирующиеся на торговле с Россией. Таким образом Китай все годы международных санкций активно ведет нефтяную торговлю с Ираном.
История с Huawei, которая за год после введения санкций США потеряла почти 30% продаж, китайцев многому научила. Поэтому напрямую нарушать американские запреты на поставку в Россию технологической продукции, произведенную с использованием американских лицензионных ресурсов и оборудования, они не будут. Но, во-первых, можно поставлять и «вкривую» - через третьи-четвертые юрисдикции. А во-вторых, китайцы уже доказали, что очень быстро «создают» собственные технологические решения, которые им уже поставлять в Россию никто не запретит.
Так не бывает
Тактически КНР предстоит провести свой экономический корабль между Сциллой американских вторичных санкций и Харибдой энергетического дефицита. Но, возможно, стратегической целью и маяком для них является возникновение нового валютного союза на базе юаня, что даст Китаю мощный аргумент в глобальном соревновании за мировое лидерство.
Американский журнал The National Interest на днях писал: «Китай почти полностью защищен от прямых гуманитарных, военных и территориальных последствий конфликта, и поэтому, судя по всему, он использует украинский кризис к собственной выгоде, пытаясь переформатировать основы международной финансовой системы, сформировавшейся после холодной войны. Беспрецедентный санкционный режим Вашингтона, а также его бесцеремонные угрозы наказать те страны, которые, как ему кажется, помогают России, может спровоцировать частичный раскол мира на два экономических блока. Такое развитие событий в конечном итоге ослабит Запад и придаст смелости его врагам».
Еще несколько цитат по теме. Инвестиционный банк Credit Suisse полагает: «Чтобы обезопасить финансовую систему, Китай может продавать казначейские облигации США и вкладывать деньги в товары РФ и аренду кораблей».
Пинелопи Голдберг, профессор экономики Йельского университета и бывший главный экономист Всемирного банка считает, что использование торговли в качестве экономического оружия может вызвать цепную реакцию и привести к деглобализации и фрагментации мировой экономики.
Декан Шанхайского университета Чжан Юйгуй говорит: «Цикл доминирующей валюты составляет 100 лет. До падения доллара осталось немного».
Китайский канал CNBC цитирует доклад Института анализа глобальной безопасности: «Нефть обычно оценивается в долларах, что позволяет США иметь "большой дефицит", однако из-за санкций страны перестанут доверять доллару. … США вводят санкции направо и налево, и в то же время хотят, чтобы все страны финансировали их долг. Так не бывает".
Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO