ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Сделка между Саудовской Аравией и Ираном не всем пришлась по душе
Автор: Геворг Мирзаян, специально для PublicO.

Сделка между Саудовской Аравией и Ираном не всем пришлась по душе

Саудовская Аравия и Иран заявили о начале восстановления отношений. Тем самым зафиксировав победу Китая и поражение США в нынешней ближневосточной партии.

 На днях с Ближнего Востока пришла хорошая (что бывает крайне редко, учитывая сложность и запутанность конфликтов в регионе) новость. Власти Королевства Саудовская Аравия и Ирана объявили о начале нормализации двусторонних отношений. В частности, о намерении в самое ближайшее время (после проведения всех подготовительных мероприятий) снова открыть свои посольства, закрытые в 2016 году.

Да, речь идет только о начале процесса нормализации. Да, впереди колоссальная дорога – ведь Иран и Саудовская Аравия находятся в состоянии «войны на периферии», как минимум, на трех периферийных территориях – то есть в Сирии, Ираке и Йемене. «До 2016 года дипотношения были, но достаточно напряженные. Министр иностранных дел КСА прямо сказал, что это соглашение не сулит пока что решение всех проблем. И под этим мы понимаем прежде всего йеменский вопрос: слишком запущенная там ситуация. Это разрушенное государство, его нужно восстанавливать, интегрировать хуситов и т.п. Готова ли к этому КСА, под чьи гарантии это будет проходить, на каких условиях, - непонятно», - поясняет политический обозреватель Аббас Джума. «На Ближнем и Среднем Востоке любое хорошее начинание может в любой момент сорваться. Любая провокация, – и сделка может нарушиться», - уверяет политолог-международник, эксперт РСМД Елена Супонина. Однако важно то, что процесс пошел. И пошел он не потому, что у руководителей двух государств – кронпринца Саудовской Аравии Мохаммеда бин Салмана и Верховного ятоллы Ирана Али Хаменеи – вдруг возникла такая блажь. А потому, что это соответствует их национальным интересам.

Так, Иран взял курс на минимизацию внешних конфликтов. Страна находится на пороге получения ядерного оружия (а значит, и крайне вероятной войны с Израилем), - поэтому пытается вывести из потенциального антииранского лагеря все возможные страны. И прежде всего, крупнейшую и самую влиятельную из них – Саудовскую Аравию. Ради чего Тегеран и готов идти на разумные компромиссы. «Если посмотреть официальную аналитику Саудовской Аравии, то они, конечно же, пишут о том, что в сделке заинтересован, прежде всего, Иран. Причинами называют санкционное давление, стремление избежать военных рисков. Но когда стороны мирятся, то заинтересованы обе из них. КСА понимает, что у Израиля есть планы нанесения ударов по ядерным объектам Ирана, – и понимает, что реализация этих планов может угрожать саудовским интересам», - поясняет Елена Супонина. И это уже не говоря о том, что нормализация коммуникаций с Ираном позволит саудовскому кронпринцу без потери лица выйти из всех трех выше обозначенных конфликтов, как минимум, в двух из которых (Сирии и Йемене) Эр-Рияд проиграл.

Между тем, у новости о саудовско-иранском примирении есть еще одно измерение – геополитическое. Дело в том, что это примирение произошло при прямом посредничестве Пекина. Именно в Китае шел 10 марта финальный раунд переговоров, и именно там было подписано соглашение. И именно Китай получил от него максимальную выгоду – причем (в отличие от того же Ирана и Саудовской Аравии), он останется в плюсе даже в том случае, если двусторонняя нормализация не пойдет дальше восстановления посольств. «Здесь суперважен не столько результат, сколько сама инициатива, сама заявка. Впервые в истории своей ближневосточной политики Китай подтверждает экономическую активность очень настойчивой политической деятельностью и посредничеством. Пекин тем самым как бы говорит о том, что не только США теперь будут определять судьбу региона. Китай может попытаться реализовать концепцию всеобщей безопасности в регионе Персидского залива», - говорит Елена Супонина.

По сути, китайское посредничество продемонстрировало всем не только наличие у КНР какой-то политической воли (в чем многие могли сомневаться после того, как Пекин системно отступал перед американским давлением), но и уровень отношений, который был достигнут между Китаем и ведущими странами региона. Пакетное инвестиционное соглашение между КНР и Ираном на сотни миллиардов долларов, а также китайские сделки по покупке саудовской нефти (возможно, включающие некие оборонные гарантии со стороны Пекина) сделали свое дело. «Араб всегда благоговеет перед силой. Недавно этой силой были США, однако американцы себя дискредитировали – тем, как они сбежали из Афганистана, и тем, как они обошлись с теми там, в кого вкладывали. И их акции упали – тем более, на фоне китайцев. Альтернативного игрока, который не запятнан в предательстве союзников и т.п. Под гарантии такого игрока вполне можно предпринять такой серьезный шаг, как восстановление дипломатических отношений», - говорит Аббас Джума. «Саудовцы хотят развивать отношения с Китаем: Эр-Рияду нужны от Пекина инвестиции, оружие, ядерные технологии. И если Китай заявил, что хочет мирить, то КСА сильно сопротивляться не будет», - поясняет Елена Супонина. 

Главным же проигравшим от этой нормализации являются Соединенные Штаты. Вашингтон крайне обеспокоен усилением Китая на Ближнем Востоке. Крайне обеспокоен тем, что спонсированная Китаем нормализация подрывает один из важнейших американских аргументов, обосновывавших военное присутствие США в Персидском заливе, – собственно, военную угрозу Ирана в адрес монархий Залива. Наконец, крайне обеспокоен тем, что региональные союзники стали проявлять слишком много самостоятельности. «Сделка готовилась достаточно давно, и эта подготовка объясняет некоторые шаги Саудовской Аравии. Например, недавний демарш по понижению квот на добычу нефти (против чего протестовали в США): Эр-Рияд показывал, что готов принимать самостоятельные решения вразрез с позицией Соединенных Штатов. Мохаммед бин Салман показывает, что он субъектен и готов к тому, чтобы в некоторых моментах столкнуться с Вашингтоном. Однако всего этого не было бы, если бы не существовала некая альтернатива Штатам», - говорит Аббас Джума.

Вопрос теперь в том, что с этим сделают США? Как они опрокинут шахматную доску ближневосточной игры, где проигрывают позиционную борьбу Китаю? Одним из вариантов может стать война Израиля против Ирана. Также в ход могут пойти санкции и попытки устроить внутренний переворот в Саудовской Аравии. Возможно, будут найдены иные варианты. В любом случае, просто так «свой» регион США Китаю отдавать не намерены.

 

 

 

 

 

Голосование
Дебаты
Новости партнеров