О залоге будущего российского успеха, о проблемах нашей внешней торговли, ядерной войне и расстановке сил в ООН – обо всем этом в интервью корреспонденту Publico.ru Илье Колосову размышляет известный политолог Сергей Марков.
- Итоги высокой недели на Генассамблее ООН. Если попытаться в нескольких словах выразить ваше впечатление, то что это будут за слова?
- Рутина. Там ничего особенного не происходило. Нужно понимать, что ООН разделена на несколько частей, которые функционируют почти независимо друг от друга. Сердце ООН – Совет Безопасности, где представлены крупнейшие ядерные державы, да еще с правом вето, где создан механизм по принятию решений, как бы обязательных для всех стран (если СБ выступает коллективно). Кроме того, есть секретариат Генсека ООН, который занимается широким кругом вопросов, и огромное количество специализированных агентств типа ВОЗ, Агентства по делам беженцев и т.д. Но проблема в том, что США полностью «подогнули» под себя секретариат Генсека, а три четверти сотрудников агентств — это разведчики стран НАТО.
Ну, а Генассамблея - это просто отдельный хурал, где всем государствам, включая мельчайшие, предоставлено гарантированное право сказать всё, что угодно перед полупустым залом. Примерно это и происходило на неделе в Нью-Йорке. Скучнейшее мероприятие. Повторение рутинных тезисов.
Хотя, нет. Кое-чем эта Ассамблея отличалась. Большинство выступающих говорили о кризисе ООН, которая не может остановить ни противостояние на Украине, ни даже карабахский конфликт.
- Вы правы. О реформе ООН, и Совбеза ООН в частности, говорят давно. Год назад Путин на Валдайском форуме, сейчас Байден. Какие существуют варианты реализации пожеланий?
- Есть разные планы реформирования. Но причины у них общие. Дело в том, что в СБ представлены страны-победительницы во Второй мировой войне, удельный вес которых в мире существенно уменьшился. Франция и Великобритания были империями, а теперь таковыми не являются. И наоборот, некоторые страны, которые стали крупными с точки зрения экономики и населения, в СБ не представлены. Совсем не представлены континенты: ни Африка, ни Латинская Америка. В этих условиях наше предложение заключается в том, чтобы дать статус постоянного члена СБ четырем-пяти странам. Индия – номер один, далее Бразилия и Аргентина, далее мусульманские страны Пакистан и Египет. Примерно такой план. Дать им статус постоянного члена СБ, но без права вето.