О залоге будущего российского успеха, о проблемах нашей внешней торговли, ядерной войне и расстановке сил в ООН – обо всем этом в интервью корреспонденту Publico.ru Илье Колосову размышляет известный политолог Сергей Марков.
- Итоги высокой недели на Генассамблее ООН. Если попытаться в нескольких словах выразить ваше впечатление, то что это будут за слова?
- Рутина. Там ничего особенного не происходило. Нужно понимать, что ООН разделена на несколько частей, которые функционируют почти независимо друг от друга. Сердце ООН – Совет Безопасности, где представлены крупнейшие ядерные державы, да еще с правом вето, где создан механизм по принятию решений, как бы обязательных для всех стран (если СБ выступает коллективно). Кроме того, есть секретариат Генсека ООН, который занимается широким кругом вопросов, и огромное количество специализированных агентств типа ВОЗ, Агентства по делам беженцев и т.д. Но проблема в том, что США полностью «подогнули» под себя секретариат Генсека, а три четверти сотрудников агентств — это разведчики стран НАТО.
Ну, а Генассамблея - это просто отдельный хурал, где всем государствам, включая мельчайшие, предоставлено гарантированное право сказать всё, что угодно перед полупустым залом. Примерно это и происходило на неделе в Нью-Йорке. Скучнейшее мероприятие. Повторение рутинных тезисов.
Хотя, нет. Кое-чем эта Ассамблея отличалась. Большинство выступающих говорили о кризисе ООН, которая не может остановить ни противостояние на Украине, ни даже карабахский конфликт.
- Вы правы. О реформе ООН, и Совбеза ООН в частности, говорят давно. Год назад Путин на Валдайском форуме, сейчас Байден. Какие существуют варианты реализации пожеланий?
- Есть разные планы реформирования. Но причины у них общие. Дело в том, что в СБ представлены страны-победительницы во Второй мировой войне, удельный вес которых в мире существенно уменьшился. Франция и Великобритания были империями, а теперь таковыми не являются. И наоборот, некоторые страны, которые стали крупными с точки зрения экономики и населения, в СБ не представлены. Совсем не представлены континенты: ни Африка, ни Латинская Америка. В этих условиях наше предложение заключается в том, чтобы дать статус постоянного члена СБ четырем-пяти странам. Индия – номер один, далее Бразилия и Аргентина, далее мусульманские страны Пакистан и Египет. Примерно такой план. Дать им статус постоянного члена СБ, но без права вето.
Сгенерировано нейросетью Kandinsky 2.2
А у США и европейцев план другой - размыть право вето России и Китая. Они хотят, чтоб у России не было права вето по украинскому вопросу, а у Китая – по Тайваню. Они хотят увеличить количество постоянных членов и дать им право вето, но при условии, что за это вето высказываются три страны. То есть, у трех новых стран, голосующих вместе, появляется право вето. И еще один вариант, чтобы право вето можно было преодолевать двумя третями стран, представленных на Генассамблее. Поскольку американцы более-менее контролируют их (да, и купить могут), то надеются, что две трети всегда соберут.
- Мы с этим не согласны?
- Конечно, нет. Это приведет к ядерной войне. Дело в том, что логика права вето очень простая. Оно придумано для того, чтобы страны, имеющие ядерное оружие, могли бы мирно защитить свои интересы. Чтобы не было никаких решений ООН, направленных против великих держав. Если этот механизм будет сломан, то рано или поздно будет принято решение об агрессии против ядерной державы, и начнется ядерная война.
- Что можно сказать о выступлениях г-на Зеленского с трибун Генассамблеи и Совбеза ООН?
- Ничего. Повторение обычных тезисов. 10 пунктов мало кто в состоянии запомнить, поэтому он их сократил до двух. По сути, это требование капитуляции со стороны России. Но это пункты не Зеленского. Он является марионеткой США. Режим в Киеве полностью колониальный, управляемый.
- Понятно, что в России так оценивают его выступления. Но, согласитесь, его задачей было склонить на сторону Украины как можно большее число государств. Удалось это Зеленскому?
- Не на сторону Украины, а на сторону США. Для решения этой задачи еще перед началом работы Генассамблеи были опубликованы сотни статей, прозвучали десятки заявлений. А у Зеленского вышло рутинное выступление. Он не мог не выступить. Так гаишник стоит на пустой трассе и не имеет права покинуть пост.
- Программа главы российского МИДа была очень насыщенной. Множество встреч. И во время одной из них он пошутил: «Всё хорошо, только от изоляции страдаем». У Сергея Лаврова прекрасное чувство юмора, но в каждой шутке, как известно… Скажите, какие проблемы испытывает Россия в международном сообществе?
- Ну, прежде всего, проблема торговли. Мы теряем десятки миллиардов долларов на дисконте на нефть, газ, удобрения и проч. Условно, мы получаем на 10-20% меньше, чем мы могли бы получить за наши товары. Во-вторых, у нас есть проблемы в получении продукции, необходимой нам. За что-то мы переплачиваем, а что-то вообще купить не можем. К тому же, идет колоссальное субсидирование враждебной нам армии. Мы вынуждены тратить огромные деньги на противостояние с ней. В-третьих, западники обладают почти монополией на информационное пространство. Нам трудно с ними соревноваться. Отсюда проблемы с воздействием на общественное мнение. Ну, и, наконец, у нас союзников почти нет. Даже те, что есть, подчас воздерживаются.
- Можно ли надеяться на решение этих проблем? И если да, то как скоро?
- Конечно. Для этого нужно всего лишь наладить работу оборонной промышленности. И, вооружив армию, добиться успехов на линии соприкосновения. Тогда и союзники немедленно появятся, и санкции исчезнут.