ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Кого позовут в Совет безопасности ООН?
Фото ООН/Э.Дебебе
Автор: Илья Колосов, PublicO

Кого позовут в Совет безопасности ООН?

Подтверждается то, о чем в последнее время много говорили. ООН, в её нынешнем виде, требует реформирования. Один из вариантов - увеличение состава Совета Безопасности за счёт принятия в него новых постоянных членов. 

Накануне, в интервью The Telegraph, координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби сообщил, что в своем выступлении на Генассамблее ООН 19 сентября Президент США как раз и призовет к расширению Совбеза ООН. По словам Кирби, Байден попросит включить в список постоянных членов Индию, Бразилию, Германию и Японию:

«Вы услышите больше по этому вопросу от него на следующей неделе. Мы предельно ясны в том, что пришло время оценить архитектуру Совета Безопасности ООН».

Заметим, что Кирби отвечал на вопрос о том, справляется ли нынешний Совбез со своей миссией по поддержанию международного мира и безопасности. Ответ был дан пусть и не прямой, но, вместе с тем, не позволяющий трактовать его двояко.

Что же получат США, если в Совбез войдут, например, Индия, Бразилия, Германия и Япония? Вероятно, бОльшую свободу манёвра при обсуждении внесенных в повестку вопросов. В той же статье The Telegraph предполагает, что это должно противодействовать влиянию России и Китая.

Так видит Совбез ООН GigaChat

Но каким образом, если у каждого из постоянных членов Совбеза сохраняется право вето? Выступлений будет больше, полемика - острее, но резолюции по ключевым вопросам не будут приняты, если они не отвечают интересам хотя бы одной из стран-постоянных членов СБ.

Да, Россия чаще других обращается к этому инструменту. Поэтому, собственно, с 2014 года уже несколько раз в дискуссионном поле и в стенах ООН возникала тема лишения её права вето. Об этом говорили французы, затем украинцы, но их предложения поддержаны не были. 

Нынешний Совбез – это 15 стран. Пять постоянных членов (Россия, США, Великобритания, Китай и Франция) и десять временных. Они избираются на два года, по пять стран каждый год. Бразилия, ОАЭ, Албания, Гана и Габон заканчивают полномочия в 2023 году. Япония, Эквадор, Швейцария, Мозамбик и Мальта — в 2024.

Так вот, эта архитектура вызывает последовательную критику. Так, в мае Генсек ООН Антониу Гутерриш призывал реформировать Совбез ООН. А в октябре прошлого года Владимир Путин предлагал привнести в Совбез «мировое разнообразие» и включить туда государства Азии, Африки и Латинской Америки:

«Смена вех — процесс болезненный, но естественный и неизбежный. Будущее мировое устройство формируется на наших глазах, и в этом мировом устройстве мы должны выслушать всех. Принять во внимание каждую точку зрения, каждый народ, общество, культуру, каждую систему мировоззрения».

Заметим, однако, что ни о Германии, ни о Японии речь не шла. И, дабы исключить неверное понимание, министр иностранных дел России Сергей Лавров впоследствии уточнил, что не может быть и речи о постоянном членстве Германии и Японии в Совете Безопасности ООН. Это, по его мнению, может усугубить геополитическую несправедливость. А вот Индию и Бразилию Москва видит в качестве достойных кандидатов на постоянное членство в СБ. Но, что немаловажно, при обязательном представительстве Африки.

Что ж, завтра предложение о расширении СБ ООН прозвучит с высокой трибуны Генассамблеи. Как Россия будет на него реагировать? Об этом рассуждают приглашенные эксперты Publico.ru. Читайте их мнения на нашем сайте.



Голосование
Дебаты
Новости партнеров