ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
США: экономический рост чреват новым кризисом

США: экономический рост чреват новым кризисом

Фото: РИА ФедералПресс / Евгений Поторочин

15 декабря весь финансовый мир с трепетом ждет публикацию решений заседания Федеральной резервной системы США. Большинство аналитиков ожидает, что ФРС сохранит ныне действующую сверхнизкую процентную ставку на уровне 0-0,25 процента годовых, но объявит о сокращении начатой в марте 2020 года для поддержания стабильности рынков программы скупки казначейских облигаций и ипотечных бумаг. Эта программа и есть тот самый пресловутый «печатный станок» – основной канал накачки экономики ликвидностью. На первом этапе на нее уходило до 120 млрд долларов ежемесячно, но в ноябре планка была резко понижена.

Для финансовых властей США другого выхода, кроме как постепенно прикручивать денежный кран, нет. Минтруда США сообщает, что годовая инфляция в стране в ноябре составила 6,8% в годовом выражении, что стало максимальным показателем с 1982 года. Ее основными драйверами стали рост цен на продукты питания и особенно на энергоносители, стоимость которых выросла на 33% в годовом выражении, а также дефицит некоторых товаров из-за проблем с логистикой.

Потребительская корзина дорожает третий месяц подряд, чего не было со времен Рейгана. «Инфляция бьет по карманам американцев, и важнейший приоритет для меня — изменить эту тенденцию", - заявил президент США Байден.

Американские пряники

Инфляция в США – это не только одна из причин (высокие цены приводят к автоматическому увеличению ВВП), но и отражение реально происходящего в стране экономического роста. На этот год ФРС прогнозирует рост ВВП США на 5,9%, на 2022 год - 3,8%, на 2023 год - 2,5%, на долгосрочную перспективу - на уровне 1,8%.

Сверхмягкая политика ФРС, влившей в экономику сотни миллиардов долларов, стимулирующий пакет от Байдена в размере $1,9 трлн, огромная программа инфраструктурных преобразований – все это дало мощный толчок самой большой экономике мира.  

Так, пакет на $1,9 трлн предусматривает выделение приблизительно $400 млрд на борьбу с пандемией коронавируса, около $1 трлн - на оказание помощи населению, остальные средства - на стимулирование экономики. В рамках программы многие американцы получили единовременную выплату в $1,4 тыс.

Результат впечатляет. Сокращается даже безработица, с которой долгое время не удавалось справиться сменяющим друг друга администрациям. Число новых заявок на пособие по безработице в США упало до самого низкого уровня за последние 52 года. 9 декабря Министерство труда США сообщило, что за неделю, закончившуюся 4 декабря, государственные службы занятости получили 184 тыс. первичных заявок на пособие, то есть на 43 тыс. меньше, чем на предыдущей неделе. Это стало самым низким показателем с 6 сентября 1969 года. Число рабочих мест (без учета аграрного сектора) в ноябре выросло на 210 тыс., а уровень безработицы снизился до 4,2%.

Безработица в США, согласно новым оценкам ФРС, составит 4,8% в 2021 году, 3,8% в 2022, 3,5% в 2023 и 4% в долгосрочной перспективе. Это означает достижение полной занятости по американским нормативам. Рынок труда США все больше превращается в рынок работника, а объем личных сбережений американцев тоже бьет рекорды - свыше $400 млрд.

СПРАВКА: Размер ВВП США в абсолютном значении равен почти 21 трлн. $. Это около четверти мирового ВВП, оцениваемого в 85,8 трлн. $. Прогноз для США на этот год — 22,68 трлн. $. Американская экономика в полтора раза превосходит китайскую (размер ВВП Китая — 13,6 трлн. $, России — 1,47 трлн. $. Прогноз по России на текущий год — 1,71 трлн. $). На сферу услуг приходится около 80% всего объема ВВП США. В нее помимо туризма, развлечений, общепита также входит образование, здравоохранение, наука, транспорт, связь и т.д. Доля промышленного производства - чуть менее 20%, около 1% приходится на сельское, лесное и рыбное хозяйство.

Долг неплатежом красен

Важная черта американской экономики — преобладание частного бизнеса при довольно жестком контроле со стороны государственного аппарата. Обеспечить стабильный рост такой экономики можно только через создание комфортных условий развития частного бизнеса. В США для этого уже много лет используется низкая процентная ставка кредитования, грубо говоря, бюджетное субсидирование. Источником для него служат внутренние и внешние заимствования.

Сегодня государственный долг США со скоростью в $2 млн.  в минуту приближается к $30 трлн. долларов. Это значительно превышает реальный ВВП страны. Каждый житель США от младенца до глубокого старика должен больше $80 тысяч. Вернуть этот долг невозможно ни при каких условиях, но власти США не видят в этом трагедию. Их казначейские облигации по-прежнему считаются надежнейшим вложением денег, значит, у американского печатного станка каникул не предвидится.

Проблема в ставке. Если ее оставить в нынешнем положении «около нуля», то разбушевавшаяся инфляция не только съест все результаты экономического роста и доходы населения, но и приведет к стагфляции (экономика топчется на месте при безудержном росте цен).

Поэтому ее повышение, пусть и не очень резкое, вопрос практически решенный. Медианный прогноз, составленный на основе руководителей ФРС, предполагает, что ставка составит 0,3% к концу 2022 года, 1% к концу 2023 года, 1,8% к концу 2024 года и 2,5% в долгосрочной перспективе.  Выбора нет, хотя в нынешних условиях это может привести к остановке восстановительного роста.

В следующем года в США промежуточные выборы в Конгресс, который сегодня вроде бы контролируют демократы. Но в Палате представителей перевес у партии Байдена небольшой, а в Сенате места между двумя основными партиями распределены поровну. Положение довольно шаткое, и если парламент станет республиканским, то, судя по риторике лидеров партии, серьезного ужесточения финансовой политики, в том числе резкого поднятия учетной ставки, не избежать.

В результате под удар попадут многие процветающие сегодня за счет дешевых денег предприятия и целые отрасли по всему миру. В первую очередь, сырьевые и экспортоориентированные экономики.

Как пишет американское издание National Interest, «очень азартные и авантюрные заемщики, особенно на рынке ссудного капитала с большой долей заёмных средств и в экономиках с формирующимися рынками, могут получать деньги под проценты ненамного выше тех, под которые сегодня берет заимствования американское правительство. Сегодняшний пузырь надувается из-за чрезвычайно низких процентных ставок, причиной которых является то, что Центробанк (то есть ФРС) в больших количествах печатает деньги в ответ на пандемию коронавируса. В связи с этим возникает вопрос: что произойдет, когда приятная музыка легких денег прекратится, а процентные ставки начнут расти. Опыт прежних лет говорит о том, что, когда это случится, пузыри начнут лопаться, а экономики с формирующимся рынком столкнутся с серьезными проблемами, так как деньги начнут возвращаться в США. Основная проблема байденовского пакета бюджетного стимулирования на 1,9 триллиона долларов заключается в том, что может повториться точно такой же сценарий, который случился в прошлом. Рост процентных ставок в США вызовет взрыв глобального «пузыря всего». Это будет сопровождаться серьезным перегревом американской экономики».

Про насморк

Никто не может чувствовать себя в безопасности от заокеанских причуд. Есть старая поговорка про то, что, когда у американской экономики насморк, у остального мира начинается пневмония. В 2008 году английская королева Елизавета II задала своим советникам вопрос, почему никто не предупредил ее о крахе американского рынка жилищного кредитования, ставшего спусковым крючком мирового кризиса. Не предупредили, потому что никто не знал. Ведь буквально накануне катастрофы банк Lehman Brothers – один из лидеров Уолл-стрит - опубликовал хорошую финансовую отчетность. Вскоре же выяснилось, что документы подтасованы, банк – банкрот. И понеслось…

Тот кризис сильно ударил и по России. В какой-то момент осени 2008 года индекс ММВБ падал ниже отметки 1000 пунктов. Для примера: Сбербанк, сегодня стоящий около 300 руб, в те дни опускался до 25 руб. В результате ВВП нашей страны в 2009 г. рухнул почти на 8%. Компании понесли тяжелые убытки, многие не пережили кризиса и его последствий, был нанесен мощный удар по благосостоянию населения.

Поэтому внимательно следим за американской экономикой, не забывая про цикличность: подъем сегодня – обвал завтра.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров