ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
SWIFT, который нужен всем

SWIFT, который нужен всем

Среди многочисленных вбросов перед начавшимися в Женеве российско-американскими переговорами по вопросам стратегической стабильности опубликованный 9 января текст в Bloomberg выделяется своей особой свирепостью.  

В этом тексте говорится, что западные союзники обсуждают такие варианты антироссийских мер, как «отключение России от международной платежной системы SWIFT, ограничение возможностей российских банков конвертировать валюты и (в более экстремальных сценариях) введение экспортного контроля над передовыми технологиями, используемыми в авиации, полупроводниках и других компонентах, а также компьютерах и других потребительских товарах. В случае введения некоторых ответных мер Россия может оказаться под таким же строгим экспортным контролем, как Куба, Иран, Северная Корея и Сирия, которые в значительной степени отрезаны от мировой торговли и финансирования».

Вброс есть вброс, элемент страшилки в нем – главное. Но вот тема отключения нас от международной системы передачи финансовых сообщений SWIFT уже настолько активно ротируется в информационном поле, активизируясь в периоды обострения отношений с Западом, что накануне Нового года по этому поводу высказался министр финансов РФ Антон Силуанов.

– Кому выгодно отключение SWIFT? Никому, — сказал Силуанов. Он объяснил, что Россия является участником международного рынка, экспортирует в Европу товары и сырье, прежде всего нефть и газ. «Что получится с европейскими потребителями углеводородов [при отключении SWIFT]? Как они будут с нами рассчитываться? Или они откажутся от наших экспортных товаров? Нет, конечно, не откажутся. Рассчитываться надо будет? Надо», - указал министр финансов.

Справка: SWIFT – это не платежная система, а всего лишь финансовый аналог WhatsApp, то есть специализированный мессенджер. Через него осуществляется обмен платежками, согласованиями и другой финансовой документацией. В год через SWIFT проходит до 5 млрд таких сообщений объемом около 400 млрд долл. К нему подключены 11 тысяч финансовых и нефинансовых организаций по всему миру. Организационно SWIFT со штаб-квартирой под Брюсселем — это независимый частный кооператив, которым владеют 3,5 тысячи его членов, в основном различные финансовые структуры. Надзорные функции осуществляют коллегиально представители центральных банков 10 западных стран.  

SWIFT всегда подчеркивает свой технократический аполитичный характер. В 2014 году на волне бурной антироссийской полемики организация выступила с нехарактерным для нее заявлением об отказе от санкций против российских банков и потребовала прекратить на нее давление. Скептики напомнят о введении санкций против Ирана и КНДР. Но тогда эти страны попали не только под всеобъемлющие международные санкции, но и под европейские, не выполнить которые SWIFT как бельгийская организация никак не мог.

А если все-таки?..

Алексей Кудрин в далеком 2014 «крымском» году оценивал наши потери от отключения от SWIFT в 5 % ВВП. Для банковской сферы – кровеносной системы современной экономики – это будет сродни погружению в каменный век с передачей сообщений по телексам и факсам (!). Долго, дорого, технически малосовместимо с партнерами. Более серьезным может оказаться репутационный ущерб для страны и всех ее экономических субъектов. Кто захочет вести деле с изгоем?

Директор Российской национальной ассоциации SWIFT Роман Чернов так описывал последствия возможного отключения в интервью "Коммерсанту" в декабре 2014 года:

- Для взаимодействия с иностранными контрагентами альтернативы SWIFT практически нет. Российские компании, российские банки не смогут управлять корсчетами, открытыми в иностранных банках.

Поэтому российские официальные лица не жалеют резких слов, говоря о возможном отключении от SWIFT. Андрей Костин в январе 2015 года в Давосе говорил, что это означало бы полный разрыв отношений, вплоть до высылки послов, и новую холодную войну между Россией и США.  Нынешний тюремный сиделец, а тогда министр экономики РФ Алексей Улюкаев называл эту идею "безумием и военными действиями на самом деле".

С тех пор сделано многое. Например, Россия создала и довольно успешно внедрила альтернативную платежную систему «Мир». Ведущие мировые платежные системы Visa и MasterCard со своей стороны еще в 2015 году договорились перевести процессинг и клиринг внутрироссийских платежей в Россию. А самое главное: у нас существует и уже работает собственный аналог SWIFT - Система передачи финансовых сообщений (СПФС), к которой подключились не только российские банки, но и ряд финансовых организаций СНГ, Китая, Японии, Турции и Европы.

Поэтому технически мы к негативному развитию событий подготовлены неплохо.

Если рассуждать логично и рационально, то и Западу в целом, и США, в частности, отключать нашу страну - одного из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, ядерную державу и крупнейшего поставщика энергоресурсов в Европу - от SWIFT невыгодно.

Британский The Economist так пишет о негативных последствиях этого шага: «До настоящего времени Америка использовала свою финансовую огневую мощь против маленьких или изолированных стран, таких как Куба, Иран и Мьянма. Российская экономика в два раза крупнее всех экономик, против которых она когда-либо вводила эмбарго. Любой сбой в России отразится на странах, которые осуществляют с ней коммерческие операции. Например, Россия занимает пятое место среди торговых партнеров ЕС. У европейских банков платежных требований к российским резидентам на 56 миллиардов долларов. Будет и другой косвенный ущерб из-за ответных мер. У Ирана в 2018 году были слабые позиции. А Россия обеспечивает 35% европейских потребностей в газе, и активов ЕС у нее на сумму 310 миллиардов евро.

Любая страна, у которой непростые отношения с США, постарается найти альтернативу SWIFT, а Европа может с удвоенными усилиями взяться за разработку более самостоятельной платежной сети. Китай увидит в отключении России от SWIFT «генеральную репетицию», говорит бывший чиновник по американским санкциям Адам Смит, ныне работающий в юридической фирме «Гибсон Данн». У Китая появится больше стимулов для укрепления своей системы банковских переводов CIPS, которая конкурирует со SWIFT, а другие враги Америки начнут искать альтернативы. Эта китайская система, в которую уже включены некоторые крупные зарубежные банки, дает возможность передавать сообщения на китайском и английском языках. Средний объем финансовых операций за день составляет 310 миллиардов юаней (50 миллиардов долларов), что намного меньше объема SWIFT в 400 миллиардов. Но за прошедший год система почти удвоила свои показатели. Если она заработает с размахом, финансовое господство Америки окажется под угрозой».

Можно добавить, что это нанесет мощнейший удар по всей так долго создаваемой Западом системе глобализации, позициям доллара и, как говорят американцы, last but not the least (последнее, но не менее важное) - разведывательным интересам. Ведь сегодня вся информация по операциям через SWIFT абсолютно прозрачна для спецслужб США, так как его процессинговые центры находятся в Швейцарии, Нидерландах и в самой Америке.

Финансовый омбудсмен Ассоциации российских банков Павел Медведев добавляет еще один весомый аргумент в развитие тезисов Силуанова:

- Мне кажется, вопрос, можно ли отключить РФ от SWIFT, стоит неправильно. Вопрос должен быть поставлен по-другому — можно ли отключить мир от нашего газа и нефти? Если нельзя, то и SWIFT нельзя. Альтернативы SWIFT придумываются, но настолько медлительно, и ненадёжные, что, конечно же, покупатели нефти и газа, если они сохранятся, не смогут рассчитываться этими альтернативными способами. Сначала нужно подумать, можно ли отказаться от газа и нефти, а потом уже волноваться по поводу SWIFT.

То есть, если послушать экспертов, то разумно было бы прекратить все разговоры по поводу России и SWIFT. А они продолжаются вот уже семь лет. Может, потому что в современной политике прагматизм и логика все чаще уступают место пропагандистским технологиям?

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO  

Новости партнеров