ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Токен на палладий спасет ваши деньги

Токен на палладий спасет ваши деньги

О первых сделках с с цифровыми финансовыми активами (ЦФА) на палладий сообщила сегодня российская цифровая платформа ООО «Атомайз». Подробности – здесь.

И для компаний, и для физических лиц это, несмотря на заумную терминологию, очень важное событие. Ведь помимо появления альтернативы валютным операциям, у всех нас теперь появилась возможность вложиться в перспективный металл, без которого не обходится ни одна современная технология.

По просьбе PublicO ситуацию прокомментировал один из основателей российского фондового рынка, доктор экономических наук и председатель Союза защиты прав потребителей финансовых услуг («Финпотребсоюз») Игорь Костиков:

- Токен – это не совсем цифровая валюта, токен – это производный финансовый инструмент. И речь в первую очередь идёт о создании рынка новых производных финансовых инструментов. Когда мы говорим о том, что появляются токены на драгоценные металлы, то мы говорим о производных финансовых инструментах, и это совсем не то, что биткоины. Есть базовый актив, например, золото, к которому привязан производный финансовый инструмент, он и называется «токен». Люди будут торговать им в зависимости от цены на золото. Посмотрим, насколько актуально это будет для России. Например, токены, которые выпускают в Соединённых Штатах, связаны не с базовым активом (металлом), а, в основном, с определенными проектами, потому развиваются несколько иначе, то есть токен в каком-то смысле это производная доли в бизнесе. Здесь же речь идет о производной на драгоценный металл, что, в общем-то, допустимо. Я не вижу никакой разницы между другими производными инструментами, связанными с базовым активом «драгоценный металл». Вероятно, Центральный банк дал цифровой платформе «Атомайз» право работать на рынке цифровых активов. Пока это самое начало пути, посмотрим, какое развитие получит эта ситуация.

Токенизация всей страны

Глава «Норникеля» Владимир Потанин объяснял в свое время идею введения ЦФА (или токен) на металлы так: «Если вы хотите купить квартиру, вы же не покупаете долю в строительной компании … Например, вы видите, что палладий растет, но у вас нет возможности прийти в „Норникель“ и купить палладий на несколько миллионов долларов. Скажем, у вас в кармане 500 дол, и вы хотите сделать ставку на цену палладия. Вы входите на нашу платформу и получаете небольшую порцию палладия в токенизированной форме».

Компанию палладию скоро составят ЦФА и на другие металлы, выпускаемые "Норникелем", говорил ранее руководитель блока сбыта и коммерции "Норникеля" Антон Берлин. Это будут и отдельные металлы, и сложные продукты. Например, составные корзины металлов, востребованных для перехода к низкоуглеродной экономике.

Потанин уверен, что «уже в ближайшее время и российский бизнес, и самые широкие слои населения по достоинству оценят все преимущества ЦФА и те возможности, которые токенизация открывает перед нами».

Хотя 99% населения при слове токен нервно вздрагивают, мы все уже давно и плотно пользуемся этой технологией. Токенизация – это всего лишь оцифровка некоего актива. Например, вашей банковской карточки. При оплате товаров через интернет конфиденциальные данные кредитной карты преобразуются в цифровой токен, который бесполезен для хакеров, но используется банками для завершения платежа.

Оцифровать можно что угодно, но токен будет существовать только в привязке к реальному активу, в отличие от криптовалюты. Безопасность и конфиденциальность токена основана на технологии блокчейна. Это своего рода база данных, устроенная таким образом, что каждая следующая запись включает все предыдущие. Такая технология – по сути своего рода регистрационная палата - исключает возможность внесения изменений в ранее сделанные записи.

Недвижимость, акции, искусство, деньги, долговые инструменты, услуги – во всех этих сферах применение технологий токенизации способно облегчить и удешевить доступ к ним со стороны пользователей и инвесторов. Например, право собственности на некий шедевр можно разделить между десятками тысяч людей, которые могут владеть его «акциями». Это позволяет им получать дивиденды от выставочных сборов и продавать свои акции в любое время на вторичной бирже.

Такое уже не фантастика. Недавно в США был проведен успешный аукцион на 31,5% работы Энди Уорхола под названием «14 маленьких электрических стульев» за 1,7 млн дол. А петербургский Эрмитаж еще в прошлом году токенизировал несколько произведений Леонардо Да Винчи, Ван Гога, Моне из своего собрания и выставил на маркетплейсе Binance. И это не единственный способ использования технологии токенов в музейном деле. «К примеру, если Эрмитаж захочет отреставрировать картину, то сбор средств может быть организован через токены. Взамен тем, кто финансирует реставрацию, будут предоставляться токены на цифровую копию картины или права на какую-то эксклюзивную экскурсию», — размышлял в свое время Потанин, рассказывая о переговорах с Эрмитажем о предоставлении ему невзаимозаменяемых токенов (NFT).

Еще одной перспективной отраслью для токенизации является недвижимость. По прогнозам британской компании Moore Global, ожидаемый объем токенизированного рынка недвижимости может составить 1,4 трлн дол к 2026 году. Пионером стала заокеанская биржа Overstock tZERO, которая еще 2 года назад начала торговлю security-токенами, подтверждающими долевое владение в новом роскошном курорте в Колорадо.

«Атомайз» Потанина, вполне возможно, тоже станет работать на рынке недвижимости. Сам он не так давно говорил, что токенизация ипотеки может быть актуальна в отдаленных субъектах РФ. Например, в Норильске, где жилье малоликвидно. Но использование этой технологии позволит его владельцу конвертировать токены в деньги и уехать. При этом держателем недвижимости станут предприятия с их служебным фондом. В настоящее время ипотечная программа с привязкой к токенам разрабатывается подконтрольными Потанину структурами вместе с «Росбанком».

Новые возможности

Мы привыкли пользоваться различными агрегаторами при выборе услуг – в финансах, при покупке или аренде квартиры, выборе репетитора, заказе билетов или отеля. Но ведь это посредники, работающие за некий процент, который может доходить до 30%. При токенизации все по-другому. Вывод на рынок токенов реально работающей платформы увеличивает капитализацию токена и платформы. Чем больше людей пользуются этой платформой, тем выше цена ее цифровых активов, тем выше капитализация. То есть, смысл бизнеса и заработок платформы состоит не в комиссионном вознаграждении от участников, а в росте стоимости ее активов. Поэтому токенизация любого бизнеса приводит к снижению стоимости услуг за счет отказа от комиссии.

Именно поэтому у новой технологии большие перспективы, например, в туризме и индустрии развлечений, где люди устали от грабительской политики всяких букингов. К тому же технологии блокчейна одинаково защищают интересы и продавца, и потребителя. Он обеспечит пассажиру именно его место в самолете, обезопасит от продажи поддельного билета на решающий матч или гала-концерт. Токен гарантирует туристу номер с видом на море, если это требование зафиксировано в его смарт-контракте с отелем, и защищает отель от необоснованных требований гостей. При любых отклонениях от условий контракта, робот автоматически накажет нарушителя, а пострадавшему назначит компенсацию.

Больше инструментов

С точки зрения бизнес-стратегии, выпуск палладиевых токенов стал логичным шагом на пути строительства цифровой империи Потанина. Важными этапами этого процесса стало его активное личное участие в разработке закона о ЦФА, выпуск токена углеродно-нейтрального никеля, покупка Росбанка и Тинькофф, а также IT-компании Рексофт. Это сознательное и планомерное движение, а не скупка дешевых активов «по случаю».

А что это значит для всей российской экономики, нам объяснил Виктор Достов, председатель Ассоциации участников рынка электронных денег:

- Их выпуск стал одним из следствий недавней корректировки российского законодательства по освобождению операций с ЦФА от избыточного налогообложения. Теперь поле для цифровизации активов значительно расширяется, а у инвесторов появилось еще больше инструментов для работы. Согласно тексту Закона о цифровых финансовых активах это денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества и т.д. Под этот, довольно короткий список, можно подвести весьма широкий спектр инвестиционных инструментов. Можно надеяться, что рынок ЦФА не будет дублировать традиционные рынки, а привнесёт туда новые возможности. На сегодня в России действует несколько цифровых финансовых платформ, и конкуренция между ними полезна как для компаний, размещающих активы, так и для инвесторов.

Александр Богомолов, экономический обозреватель PublicO

Новости партнеров