ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Трагедия в Токио: подоплека и последствия

Трагедия в Токио: подоплека и последствия

В Токио прошла церемония прощания с бывшим премьер-министром Синдзо Абэ, застреленным в пятницу фанатиком прямо во время предвыборного выступления в городе Нара.

Участники церемонии подходят к гробу в буддистском храм Дзодз-дзи, воскуривают благовония, выступают с прощальным словом и отдают ему последний долг. Всю ночь семья Абэ и буддистский монах будут читать сутры, а 12 июля он упокоится в префектуре Ямагути.

Накануне состоялись парламентские выборы, на которых, как и ожидалось, одержала верх Либерально-Демократическая партия в  коалиции с правоконсервативной партией Комэйто. (ЛДПЯ получила 63 место, это – ее лучший результат с 2013 года, а «Комэйто» - 13).

               Либерально-демократическая партия Японии (Ранее – Демократическая партия Японии) не первый десяток послевоенных лет держит власть – исключение составили 90-е годы, на которые пришелся масштабный экономический кризис. Покойный Абэ также принадлежал к ЛДПЯ. Правящая коалиция набрала достаточно мест, чтобы принять решение о проведении референдума по внесению поправок в Конституцию страны, в частности, по вопросу о роли вооруженных сил в Японии. Напомним, что в послевоенной конституции Японии, разработанной при активном участии американцев, страна отказывалась от ведения войны, как части суверенитета, а также от собственных сухопутных, морских и военно-воздушных сил. Роль ВС в Японии исполняют силы самообороны, год от года наращивающие бюджет и мощность, в связи с чем в стране последние годы идут дебаты о признании «пацифистской» статьи Конституции де-факто устаревшей. Покойный Абэ был сторонником внесения в Конституцию таких изменений.

               Многие медиа называют Абэ националистом, однако в Японии этот термин имеет совершенно иной оттенок, нежели в России (достаточно вспомнить, что в синтоистском святилище Ясукуни поклоняются духам воинов, умерших за Японию и Императора, в том числе, в списках значатся японские солдаты, погибшие во Второй Мировой Войне, в том числе, казненные, как военные преступники Хидэки Тодзё, Сэйсиро Итагаки, Хэйтаро Кимура, Кэндзи Доихара, Иванэ Мацуи, Акира Муто, Коки Хирота и другие. В Ясукуни также имеется памятник Радхабиноду Палу — индийскому судье, который на Токийском процессе единственным из судей высказался за полное оправдание обвиняемых.

               Паломничество в Ясукуни японских политиков всегда вызывает публичное осуждение со стороны Китая и Кореи, пострадавших от военных преступлений и подвергшихся оккупации во время Второй Мировой. Абэ совершал паломничество в этот храм – прим. Авт.). Абэ поклялся на могиле своего отца вернуть Японии Курильские острова и пытался при этом наладить отношения с Россией – но в Японии за возвращение Курильских остров выступает даже Компартия, а политиков, которые выступали бы за вечный отказ от них, попросту не существует в медийном поле. Таким образом, говорить, что Абэ был выдающимся «ястребом», «миротворцем» или «милитаристом», некорректно, так как политической ландшафт консервативной Японии сильно отличается от российского.

               Телеграм-канал «Беспощадный пиарщик» в ответ на вопрос от Publico, почему при общей антиимперской риторике США спокойно относились к национализму Абэ (как и других японских политиков), отвечает коротко: «Всё что хорошо для США — хорошо. Всё что для США плохо — плохо».

               Между тем называть Абэ лишь «одним из многих» также некорректно: он предлагал экономические реформы («абэкономику»), выделялся харизмой и наличием индивидуального мнения: так, к примеру, в апреле 2022 года в Токио на симпозиуме, участники которого осуждали российскую спецоперацию на Украине, Абэ неожиданно заявил: «Президент Путин в основном сторонник сильной власти, как военачальник в период Воюющих провинций. Ода Нобунага, если вы скажете о защите прав человека, вряд ли это поймёт», добавив, что российский президент получал отфильтрованную информацию, на основании которой принял неверные решения. Ода Набунага – самурай, известный как один из объединителей Японии, впрочем славившийся своей жестокостью и диктатурой; сравнение в устах японца звучало явно не оскорбительно.

               Политолог Константин Калачев называет Абэ «сторонником возрождения величия Японии», который верил, что дружба с Путиным поможет вернуть острова Шикотан и Хабомаи.

               По мнению политолога, «восемь пунктов» Абэ - его предложения по сотрудничеству с РФ - могли бы стать драйвером развития нашего Дальнего Востока, но стороны не договорились. «Национализм» Абэ Калачев сводит к стремлению добиться большей субъектности Японии и в АТР, и в мире. Тем менее, считает эксперт, вера Абэ в силу личных контактов не трансформировалась в результат. За политику на российском направлении его сильно критиковали.

               Российский дипломат, японовед Александр Панов говорит, что, с одной стороны, трагическая гибель Абэ едва ли станет катализатором перемен в консервативном японском обществе и не менее консервативной японской политике, но, с другой стороны, в Японии очевиден кризис «идеи», которую Абэ  пытался предложить своему обществу.

               «Когда Япония возрождалась после Второй мировой войны, идея такая была: возродить Японию экономически сильным социально справедливым государством. Они этого добились. Теперь это страна достаточно благополучная экономически, социальные вопросы решаются, хотя на это приходится тратить все больше средств. Если говорить полушутя-полусерьёзно, это социалистическая страна, с точки зрения социальных программ. Пожалуй, ещё Норвегия может сравниться с Японией. Я уже не говорю о медицинском бесплатном обслуживания для стариков, вообще, многие социальные программы успешно решены.  В то же время, если посмотреть опросы общественного мнения, то больше 60% японцев считают, что они несчастливы. Жить богато — этого недостаточно, что-то нужно ещё такое, но это с точки зрения социальной системы. Но даже это недовольство не выливается в какие-то серьёзные политические деяния или движения. Вот последние выборы в Палату советников парламента показали, что Либерально-демократическая партия как была у власти, так и остаётся, и так номер один партия, а все остальные оппозиционные партии не дотягивают до того, чтобы бросить вызов. А каких-то массовых движений в Японии вообще нет, поэтому здесь какой-то определённой застой», - объясняет Панов.

               Эксперт говорит, что в экономике Японии тоже наблюдается странная ситуация: с одной стороны, Япония лишь недавно уступила второе место по экономическому могуществу Китаю, заняв третье место, что не критично для ее нынешнего положения. Тем самым возник вопрос, куда развиваться дальше. Абэ предлагал свои варианты, которые не вполне сработали, а нынешний премьер Кисида сказал, что будет строить новый капитализм, при этом говорит о социальном обществе, но непонятно, что это будет означать на практике, продолжает Панов.

               «Абэ тоже это пытался делать, он обращался к большому бизнесу с просьбами платить больше заработную плату, чтобы нанимали больше женщин на работу, чтобы домашние хозяйства богатели. Но это тоже не сработало. Понимание, как изменить экономику общества и страны, — вот вопрос.

               Японцы до нынешнего века отдавали на откуп другим странам производства, которые они уже считали устаревшими, ненужными. Судостроение отдали в Южную Корею, полупроводники отдали тайваньцам. А что получилось? Тайвань теперь владеет рынком микросхем практически монопольно, судостроение в Южной Корее одно из лучших в мире: они строят танкеры, в том числе для России, ледового класса; как говорил Хрущев про ракеты, как сосиски выпускают.

               Сами же японцы хотели перейти на биотехнологии, фармацевтику, искусственный интеллект, робототехнику и т. д. Конечно, это происходит, но всё-таки это не даёт той отдачи, которую они бы хотели. А потом как в мультике: деньги-то у нас есть, вот ума не хватает. Деньги у них есть, но пустить их эффективно работать не получается. В своё время были хедж-фонды, японцы в этом никогда не участвовали: боялись. И куда вкладывать? Китайцы вкладываются в инфраструктурные проекты, американцы сейчас озаботились, чтобы перебить китайцев. Японцы этого не делали. Они предоставляли достаточно большую помощь на цели развития бедным развивающимся странам, но не в том смысле, что они от этого хотели прибыль какую-то иметь, скорее, имидж страны поддерживали», - продолжает дипломат.

               Он поясняет: с одной стороны, Японии нужны реформы, с другой стороны, японский консерватизм мешает их провести, так как есть опасения, что результат может быть хуже нынешнего. Дипломат напоминает, что в японской истории со времен средневековья было два периода, когда страна радикально менялась: это эпоха Мейдзи, когда от феодализма перешли к капитализму, и потом после Второй мировой войны, когда перешли от полуфеодальной экономики к либерально-капиталистической модели с демократическими основами.

               «Сейчас ожидать чего-то радикального в этом смысле, думаю, не приходится. Можно ожидать увеличение расходов на оборону, и большинство уже согласно с тем, что нужно расходы на военные нужды довести до 2% ВВП, как поставлена задача в странах НАТО. А где на это деньги брать? Если идти по пути социального равенства, то надо давать ещё больше денег на социальные расходы, такой новый капитализм. Но, в общем в стране по-прежнему очень сильны пацифистские настроения, и такие громкие расходы не очень поощряются в народе. Задача поставлена, но как решать будут, неизвестно.

               Изменения конституции также могут отвлечь, но японская конституция доказала свою эффективность. Что хотят поменять? Чтобы силы самообороны назывались армией — но это же мало что отдаёт. Чтобы поменять отказ от войны? Всё это тоже, как говорится, невыигрышные варианты для развития государства. Может только будоражить общественность. Страна заряжена на большое количество вопросов без конкретных ответов. Абэ попытался это сделать, но даже будучи самым харизматичным лидером послевоенного времени, не смог. А нынешний Кисида на это вообще не способен», - дает свою оценку Панов.

               Российский историк, политолог Василий Молодяков считает, что действительно, убийство Абэ не приведет к мгновенным радикальным изменениям в текущей японской политике, однако заставит многих в обществе задуматься об ускорении процессов, к которым тот призывал.

               «Прежде всего это относится к возможности внесения поправок в конституцию страны, для чего сторонникам этих поправок не хватало необходимых двух третей голосов в парламенте. По итогам состоявшихся вчера выборов в верхнюю палату (переизбиралась половина состава) в ней теперь у сторонников реформы есть две трети голосов.

               Скажу сразу: утверждения — к сожалению, некритически повторяемые многими российскими СМИ — о том, что за поправки выступают только «националисты», «милитаристы», если не вовсе «фашисты», это совершеннейшая глупость, точнее, глупая ложь. Даже если абстрагироваться от того факта — исторического факта, а не домысла — что первоначальный текст нынешней конституции Японии был составлен в 1946 г. в Штабе оккупационных войск «союзников», т.е. фактически американцев, эта конституция уже не отвечает современным реалиям по многим статьям. А не только по пресловутой «мирной» статье 9 об отказе от войны как суверенного права нациии об отказе от обладания вооруженными силами. За эту статью, как за некий талисман, судорожно держится, например, Коммунистическая партия Японии. Интересно, знают ли они — точнее, признают ли этот факт — что сама идея отказа от войны как одного из главнейших положений будущей конституции принадлежит… «военному преступнику категории А» (главной) Тосио Сиратори», - объясняет Молдяков популярное заблуждение российских медиа.

               Более того, продолжает Молодяков, несмотря на не вполне заслуженную репутацию «ястреба», именно экс-премьер Японии Синдзо Абэ, павший жертвой зверского убийства, попытался разрядить отношения с КНР во время своего первого пребывания во главе правительства в 2006-2007 годах.

               «Первое премьерство Абэ в целом оказалось неудачным, но именно тогда по его инициативе был предпринят ряд весьма нетривиальных шагов. Первый визит в качестве премьера он, если не ошибаюсь, совершил в Пекин, а не в Вашингтон. Не говорю про неофициальные зондажи. о которых достоверно не знаю, но идея создания японо-китайской комиссии историков по выработке взаимоприемлемой версии истории двухсторонних отношений и написания совместной книги на эту тему — это было дерзко и великолепно… хотя из этого ожидаемо ничего не вышло.

               Как изменятся японо-китайские отношения, прогнозировать трудно. Одно можно сказать: в обсуждении этого вопроса Синдзо Абэ уже не скажет свое веское слово. Как и в обсуждении других вопросов. Он был одним из немногих японских политиков, кто мог — мог позволить себе — говорить не только от имени своей фракции в столько-то депутатских мандатов, но и от себя лично. Говорить от себя лично в японском политикуме могут только единицы. Кто еще? Вот и посмотрим в обозримом будущем», - говорит Молодяков.

               Востоковед Николай Вавилов сравнивает убийство политика уровня Абэ по степени влиятельности разве что с убийствами  таких политических тяжеловесов, как Барак Обама или, например, Ангела Меркель, которые были у власти больше десятилетия и фактически являются теневыми лидерами политической элиты современных стран.

               Вавилов не считает убийство Абэ случайностью: «очевидно, что это политическое убийство, напоминающее теракт, который совершён с целью послать сигнал определенным силам. Чтобы понять, какой это сигнал и с какой стороны, надо понять мотивацию организаторов и исполнителей этого мероприятия. Мотивация такова: она исходит из специфичной позиции Синдзо Абэ, которые пытался в конфликте Китая и Соединённых Штатов, в котором Япония станет главным элементом, держаться нейтральной позиции к выгоде Японии, то есть, соблюдая суверенные интересы Японии и не ввязываясь в граничное для Японии противостояние с Китаем, где Япония примет на себя основной удар».

               Эксперт считает именно эту внешнеполитическую позицию Абэ главной причиной его отставки,  а также причиной прихода к власти проамериканского политика,  уроженца Хиросимы, бывшего министра по делам Окинавы и Северных территорий Фумио Кисида.

               «И американцы, и определённые силы «ястребов» в Японии, те силы, которые заинтересованы в том, чтобы позиция Японии стала максимально антикитайской, антироссийской и проамериканской в ущерб собственным суверенным интересам. Убийство Абэ руками бывшего военнослужащего — это сигнал, данный определённым элитам в Японии. Все понимают, что это не могло быть простой случайностью (сейчас в Японии все ожидают большой войны на Тайване), — этот сигнал силы был послан обществу. Япония до сих пор не вошла в AUKUS (альянс Австралии, Великобритании, США), союз, в который она должна была бы войти именно из-за страха избыточного вредоносного противостояния с Китаем. Сейчас, скорее всего, это произойдёт», - считает Вавилов, добавляя, что Япония после воссоздания вооруженных сил, вероятно, начнет добиваться права иметь ядерное оружие.               

Екатерина Винокурова, специально для PublicO

Новости партнеров