ЭКСПЕРТНЫЙ ПОРТАЛ ДЕБАТОВ И МНЕНИЙ
Трамп становится орудием демократов в борьбе с республиканцами

Трамп становится орудием демократов в борьбе с республиканцами

Как мы и писали неделю назад, главным виновником в неудачных для демократов итогах промежуточных выборов в США объявлен экс-президент Дональд Трамп, попытавшийся превратить эти выборы в трамплин для самовыдвижения на президентские выборы 2024 года. Мало кто сомневается сегодня, что Трамп, что бы и кто бы ему что ни посоветовал, в любом случае примет участие в республиканских праймериз. Его будут выталкивать, в том числе и прежде всего однопартийцы и бывшие соратники, но он будет отчаянно сопротивляться.

Между тем, Трамп, очевидно, проиграл Пенсильванию, его выдвиженцы в губернаторы не смогли победить в Мичигане, Висконсине и Аризоне, похоже, что успех не светит его ставленнику Хершелю Уокеру и в Джорджии, где в декабре состоится второй тур голосования. По опросам NBC лишь 30 % республиканских избирателей сегодня голосуют конкретно за Трампа, а не за партию. В 2020 году таковых было 55 %. Напротив, тех кто голосует сегодня более за партию, чем за ее лидера  - 62 % в сравнении с 34 % в 2020 г. Разумеется, нужно сделать коррекцию на разницу промежуточных и основных выборов, в которых лидерство гораздо более очевидно. Но все же цифры показательные: популярность Трампа неуклонно снижается.

Причем снижается она в первую очередь в тех штатах, благодаря которым в 2016 году он смог вырвать у своих оппонентов победу на праймериз: Мичигане, Пенсильвании и Висконсине. Трамп действительно стал кумиром так наз. реднеков — ненавидящих мирных и политкорректных северян агрессивных обитателей Юга. Но он потерял того избирателя, кто, не имея особой расовой чувствительности (ни белой, ни цветной), хотел от Трампа одного — прекращения губительной для рабочих мест политики глобализации и возвращения всех «сборочных цехов» из Юго-Восточной Азии на Родину. Но как раз этот антиглобалистский пафос, в принципе, уже взяло на вооружение левое крыло Демократической партии и в какой-то мере и сам действующий президент Джозеф Байден, которой довольно легко превратился из рыночного глобалиста в сторонника цивилизационного сплочения «коллективного Запада» против России и Китая.

Автору этих строк уже доводилось писать о том, что американский популизм утратит свою электоральную силу, как только демократы смогут перехватить у него знамя антикитайской политики. Так оно все и получилось, и теперь в запасе у Трампа только личная экстравагантность и симпатичная всем условным «реднекам» вызывающая неполиткорректность. Этого вполне достаточно для того, чтобы удержать южную глубинку, но недостаточно для возвращения симпатий «ржавого пояса».

Трамп, конечно, не сойдет с поля, даже в том случае, если против его участия в выборах выскажутся члены его семьи. Он будет оставаться на поле, планомерно и методично лишая республиканцев шансов победить в 2024 году. Если его прокатят на праймериз, он, что вполне вероятно, пойдет на выборы в качестве независимого кандидата и неизбежно сыграет в пользу претендента от демократов. Последние великолепно понимают, что после промежуточных выборов Трамп становится орудием их победы, и они будут серией уколов и провокаций добиваться того, чтобы он продолжил свое безнадежное «движение во власть». Наверняка сторонники либерального истеблишмента не оставят его в покое с уголовными делами и разного рода реальными или фейковыми «разоблачениями», буквально вынуждая его к безнадежной борьбе с целью реабилитации и мести многочисленным обидчикам.

Но чем больше Трамп будет бить по конкурентам — единомышленникам, типа губернатора Флориды Рона ДеСантиса, на которого экс-президент уже пообещал вылить кучу дряни, если он пойдет против Трампа, тем больше рациональный избиратель начнет понимать, что для экс-президента главное это он сам, а отнюдь не Америка, которую он когда-то пообещал сделать «снова великой».

Трамп фактически становится жертвой собственного тщеславия, единственная для него возможность выпутаться из сетей, расставленных противником, это сняться с выборов и сделать ставку на близкого ему однопартийца. Но этот путь он отрезал сам себе уже сделанным 15 ноября заявлением о вступлении в будущую гонку.

Нужно сказать несколько слов и о нашей русской «трампофилии». Как правильно подчеркнул в беседе с корреспондентом PublicO политолог Алексей Фененко, она мало на чем основана: ничего особого хорошего России Трамп за четыре года своего пребывания у власти не принес. Но парадоксальная вера в Трампа для россиян — это вера в политическое чудо.  Таким чудом для многих его поклонников стала победа, казалось бы, совершенно невозможного кандидата в 2016 года над заслуженно непопулярной в России Хиллари Клинтон.

Очевидно, очень многие наши соотечественники увидели в Трампе воплощение не столько даже американской, сколько именно «русской мечты» - некоего политического «Иванушки-дурачка», способного неожиданной победой посрамить всех умников-экспертов, не готовых оспорить успех супер-предсказуемого кандидата. Многие коллеги, как мы помним, считали, что чудо обязательно повторится (оно просто не может не повториться) в ноябре 2020 года, а если чуда тогда не случилось, то в этом, конечно, виноваты те же умники, как бы «похитившие чудо», похитившие победу. Но, согласно этой логике, рано или поздно чудо случится вновь, если не в 2022, то уж точно — в 2024.

Всем кто до сих пор не отваживается расстаться с этой верой, следует вспомнить роман Бориса Стругацкого, опубликованный им под псевдонимом С. Витицкий с длинным названием, начинающимся со слов «Поиск предназначения». Там тоже действует победитель-харизматик, неуязвимый для любых противников. Впрочем, в финале выясняется, что у его непобедимости есть странное объяснение: главное качество этого персонажа — способность выводить из комы старого приятеля, по совместительству генерала КГБ. Как только спецслужбы создают успешный клон героя, его харизма мгновенно сдувается, и он в течение короткого времени гибнет под колесами машины.

Увы, кажется, те кто стоял за успехом Трампа в 2016 году (а это, помимо внутриамериканских групп влияния, также израильское и саудовское лобби), уже нашли замену слишком эксцентричному и малоуправляемому миллиардеру. Речь идет в первую очередь о гораздо более выдержанном и спокойном губернаторе Флориды. Несомненно, как мы уже говорили, Трамп будет ему мешать, а демократы будут всячески помогать в этом Трампу, играя на его тщеславии. Но нельзя исключить, что однопартийцы найдут какие-то рычаги воздействия на экс-президента, будем надеяться, вполне конвенциональные.

Если же отвлечься от частностей, то нужно сделать один главный вывод — разрушить «коллективный Запад» изнутри в ближайшее время не удастся. Похоже, строительство этого «коллективного Запада» стало большой стратегией не только либеральной Америки, но и континентальной Европы: ей оказалось столь легко перебить геоэкономический хребет.

У оппонентов «блокополитики» сейчас просто нет в наличии более сильной идеи, которая бы пересилила реализуемый в настоящее время на Западе проект «цивилизационного сплочения» вокруг неких супер-прогрессивных ценностей. Это та идея, с которой отчаянно бился Дональд Трамп, но в борьбе с которой он надорвался. России нужно сделать из этого эпического поражения правильные выводы, и в этом случае у нее есть шанс правильно сориентироваться в многополярном мире, в котором, как и предсказывал Сэмуэль Хантингтон, Запад неизбежно окажется уникален, но не универсален.

Борис Межуев, главный редактор PublicO

Голосование
Дебаты
Новости партнеров